Ученые: наступил золотой век охоты за инопланетянами

Телескоп Грин-Бэнк
Телескоп Грин-БэнкИсточник: NRAO/AUI

В укромном уголке Западной Вирджинии, среди гор, пробуждается гигант: телескоп Грин-Бэнк начинает свое ночное бдение, сканируя космос в поисках тайн. Если разумная жизнь существует за пределами Земли, вполне вероятно, что первыми об этом узнают команды, анализирующие данные с этого крупнейшего в мире полностью управляемого радиоастрономического комплекса, пишет Phys.org.

Поиск внеземного разума, или SETI, долгое время считался занятием для чудаков, однако сегодня эта область переживает возрождение. Наблюдается приток энтузиастов, чему способствуют достижения в области искусственного интеллекта и машинного обучения, а также недавние открытия, показывающие, что почти у каждой звезды на ночном небе есть планеты, многие из которых похожи на Землю.

«Мне кажется, что сейчас наступил своего рода золотой век», — комментирует Стив Крофт, научный сотрудник проекта по изучению внеземной жизни Breakthrough Listen. Специалист получил образование в Оксфорде и начал свою карьеру с изучения разных астрофизических явлений — от сверхмассивных черных дыр до выбросов взрывающихся звезд.

Каждый год в конце весны команда Breakthrough Listen из Калифорнийского университета в Беркли совершает недельную экспедицию к телескопу в Западной Вирджинии для технического обслуживания гигантского оборудования, помогающего изучать глубины космоса.

«Каждый раз, когда я здесь, я чувствую расслабление. Приятно находиться в Национальной зоне радиомолчания, потому что в ней нет ни мобильных телефонов, ни телевизоров — это своего рода сосредоточенная обстановка», — говорит Мэтт Лебофски, ведущий системный администратор Breakthrough Listen.

История Национальной зоны радиомолчания берет свое начало в 1958 году, когда федеральное правительство США выделило особый регион, чтобы помочь астрономам защитить свое чувствительное оборудование от помех. В этом месте нет сотовой связи, а Wi-Fi ограничен для местного сообщества. Даже транспортные средства, перевозящие людей к телескопу и обратно, должны работать на дизельном топливе, поскольку свечи зажигания бензиновых автомобилей создают электрические помехи, мешающие ловить радиосигналы из космоса.

В серверной комнате находится 6000 жестких дисков, на которых хранится 40 петабайт данных (что эквивалентно 40 000 ноутбуков).«По сути, мы ищем в этих данных «странные вещи», — объясняет Крофт, — что-то, что указывает на то, что разумные формы жизни пытаются связаться с нами».

В сообществе SETI было несколько моментов повышенного волнения, включая обнаружение в 1977 году так называемого сигнала «Ух ты!» из созвездия Стрельца. Недавно астрономы наконец-то выяснили вероятное происхождение этого загадочного сигнала.