Ученые нашли причину необычного рисунка шерсти у финских кошек

Группа генетиков и специалистов по защите животных из Великобритании и США определили генетическую мутацию, ответственную за недавно обнаруженный в Финляндии окрас кошачьей шерсти. Группа секвенировала геномы двух кошек, сообщает Phys.org.

В 2007 году жители Финляндии начали замечать, что у некоторых кошек окрас шерсти не похож на привычный. Вместо типичного рисунка «смокинга» у этих животных волоски были черными у основания и постепенно становились белыми к кончику. Такой окрас получил название «финской мутации». Некоторых кошек с ним забирали домой. Теперь ученые изучили генетическую мутацию, которая привела к этим изменениям.

Исследователи дали новому рисунку шерсти официальное название — salmiak в честь финской лакрицы (по-фински «лакрица» звучит как salmiakki). Затем они заявили, что ищут кошек с таким рисунком шерсти, и попросили добровольцев привести их на тестирование.

Кошки с окраской salmiak. Волоски черные у основания и постепенно становятся белыми к кончику.
Кошки с окраской salmiak. Волоски черные у основания и постепенно становятся белыми к кончику.Источник: Animal Genetics, 2024,

Первоначальные анализы кошек не выявили мутаций, влияющих на белую окраску шерсти. Это побудило команду провести полногеномное секвенирование ДНК двух кошек. Они обнаружили мутацию рядом с геном KIT, который ранее связывали с различными рисунками белой шерсти у домашних кошек. Ученые также отметили, что часть последовательности отсутствует.

Затем исследовательская группа решила проверить, действительно ли они нашли нужный вариант гена. Они исследовали 181 кошку и обнаружили эту мутацию у трех из них — у них как раз был окрас salmiak. Примечательно, что у всех троих кошек мутация присутствовала в обоих наборах хромосом, то есть они унаследовали ее от обоих родителей. Кроме того, ученые нашли еще трех кошек с той же мутацией, но без окраса salmiak. У них мутация присутствовала только в одном наборе хромосом, то есть они унаследовали ее лишь от одного родителя.

Ученые предполагают, что они идентифицировали рецессивную мутацию, ответственную за развитие нового уникального рисунка шерсти.

Ранее ученые изучили,  кошки какой породы живут дольше всех.