Uber порвался, Яндекс напрягся. Что известно о китайском такси DiDi, которое приходит в Россию

Служба такси DiDi Chuxing в 2016 году наделала немало шума, когда получила от Apple целый миллиард долларов инвестиций. По последним слухам, сервис активно готовится к приходу в Россию и уже начинает набирать штат сотрудников в Санкт-Петербурге.

Если что, didi с китайского — это имитация сигнала автомобильного гудка. Би-би, в общем.

Перспективы прихода такой крупной компании на рынок такси в России взбудоражили интернет. Но что конкретно предлагает DiDi, и стоит их бояться Яндексу с другими сервисами? Разбираемся далее.

1. DiDi — главное китайское такси

Сервис появился в июне 2012 года и сейчас работает в 400 городах КНР. 

Услугами сервиса пользуются 450 млн жителей страны — около трети населения Китая! DiDi захватила 99% рынка такси и 80% рынка частного извоза. Ещё 100 млн пассажиров дают другие страны. 

2. Основатель DiDi Чен Вэй восемь лет проработал в Alibaba

Собственную службу такси он создал в 29 лет, потому что часто не мог поймать машину в час пик и несколько раз даже пропускал из-за этого самолеты. В 2016 году Вэй стал бизнесменом года по версии Forbes Asia.

3. Если бы не ошибка на экзамене, DiDi могла бы и не появиться

Вообще Вэю долго не везло. На вступительном экзамене по математике он не увидел три вопроса на последней странице и недобрал баллов. Пришлось поступать на непрестижный бизнес-менеджмент в Пекинский университет химтехнологий вместо ИТ-направлений в топовых вузах.

В университете Вэй работал страховым агентом. Но не продал ни одного полиса.

Затем он устроился в сеть массажных салонов помощником менеджера. Но делали там отнюдь не массаж. Пришлось уволиться.

В итоге работа в Alibaba стала спасением. И только здесь Вэй смог реализовать свои таланты, подучиться и основать собственную компанию.

4. Первым инвестором DiDi стал друг Вэя

Когда Вэй достиг потолка в Alibaba, то решил уйти в собственный бизнес. В идею Вэя поверил его друг Ван. Он дал 800 тыс. юаней (121 тыс. долларов) на старт бизнеса.

Инвестиция оказалась очень выгодной. За восемь лет доля Вана выросла в цене до 1 млрд долларов.

5. DiDi — гораздо больше, чем такси

Изначально DiDi предоставлял только услуги такси. Сейчас это и такси-агрегатор, и каршеринг, а также сервис совместных поездок, тест-драйвов, аренды авто, заказа автобусов и даже проката велосипедов. 

6. Водителей DiDi около 20 млн

Это 0,25% населения планеты, или каждый 400-й. Больше, чем живет в Казахстане, Румынии или Чили. Более 10% водителей — женщины.

7. Каждый день с DiDi совершается 30 млн поездок

В 2015 году DiDi отчиталась о 1,43 млрд завершенных поездок на такси и 20 млн поездок ежедневно. Сейчас цифры выросли до 11 млрд в год. 

8. В DiDi вложились все китайские гиганты. И не только!

Tencent впервые вложился в DiDi ещё в 2012 году. Дал сразу 15 млн долларов. На старте это очень много. Главного конкурента Didi, Kuaidi, тогда поддерживала как раз Alibaba. 

В мае 2016 года DiDi закрыла очередной раунд инвестиций. Apple со своим миллиардом его возглавила. Ещё столько же вложили Tencent, Alibaba и другие крутые инвесторы. Оценка достигла 28 млрд. 

В 2017 году DiDi провела ещё два раунда инвестиций — уже на 4,5 млрд и на 5,5 млрд долларов. Вложились Alibaba, Tencent, Baidu и ещё под сотню инвесторов. 

В результате оценка компании подскочила до 56 млрд, и DiDi стала самой дорогой начинающей компанией планеты. 

9. Даже россияне инвестировали в DiDi

Самый известный российский инвестор DiDi — Юрий Мильнер, бывший совладелец и председатель совета директоров Mail.Ru Group. Он владеет венчурным фондом DST Global, который вложился в Facebook, Twitter, Spotify, Groupon, JD.com, AirBnB, WhatsApp, Xiaomi и др. 

Именно Мильнер пытался подружить Alibaba и Tencent перед слиянием DiDi и Kuaidi. И ему это удалось. 

Кроме того, в 2015 году в DiDi инвестировал РФПИ (Российский фонд прямых инвестиций) через РКИФ (Российско-китайский инвестиционный фонд).

10. Как DiDi борется с конкурентами

С главным конкурентом Kuaidi компания объединилась. Новый сервис оценили в 6 млрд долларов. Собственно, с февраля по сентябрь он назывался DiDi Kuaidi, но потом стала Didi Chuxing.

Частные таксисты опасались монополии и протестовали. Компания закрыла офисы в Лояне. Но этим всё и ограничилось.

Что дальше? Новые инвестиции в новых конкурентов и конкурентов конкурентов. Хочешь агрессивно расширяться и захватывать рынок — плати. Взамен получишь технологии и новых инвесторов.

Бразилия, Мексика, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Европы и Африки — везде политика DiDi примерно одинаковая. Инвестиции, десятки миллионов на рекламу, поощрение водителей, дотации и бонусы за установку приложений — и дело в шляпе. 

11. Didi смогла победить даже Uber

Как ослабить Uber? Вложиться в его соперников. Uber потеряет позиции, и его будет легче обойти. Именно поэтому Didi стала инвестировать в агрегаторы Grab, Lyft и Ola.

Американский такси-сервис появился в Китае в 2013 году, но из-за жесткой конкуренции с DiDi и Kuaidi терял по миллиарду долларов в год. В августе 2016 года конгломерат DiDi купил китайское подразделение Uber.

Сделка на 30 млрд долларов обеспечила Чену Вэю место в правлении Uber. А главе Uber Трэвису Каланику — место в правлении DiDi.

12. Сервис начинал с 200 машин и офиса площадью 100 кв. м

Сначала было только мобильное приложение DiDi Dache, и Вэй никак не мог договориться с таксопарками о сотрудничестве. У него не было разрешения на ведение бизнеса от транспортной комиссии, и такси-сервисы это не устраивало.

Через месяц всё же нашелся таксопарк с 200 машинами (в Китае это ни о чем), который согласился работать с DiDi. Чтобы закрепиться на рынке и заявить о себе, этого хватило.

13. Почему китайские водители строем пошли в DiDi?

Главный инструмент продвижения: DiDi рекламировала свое бесплатное приложение и доплачивала за новые скачивания. В итоге о компании узнавали благодаря сарафанному радио. 

Дальше было много заказов и субсидии водителям. Если в Uber-подобных стартапах в Китае таксисты зарабатывали в среднем 6 тыс. юаней (1 тыс. долларов) в месяц, то DiDi обещал 20 тыс. юаней (3,3 тыс. долларов) — очень жирную сумму.

Воюя с Uber в Китае, в DiDi тратили на дисконты космические суммы. То же самое приходилось делать Uber. За 2015 год американский сервис влил в рынок 1 млрд долларов и всё равно проиграл. 

После покупки Uber китайский гигант не остановился. В первой половине 2018 года DiDi раздал субсидий на 11,7 млрд юаней (2 млрд долларов). 

Водители DiDi получали премии за всё. Выполнение плана, работа в часы пик, бонусы за отличное обслуживание, электронные чаевые. Всё это позволяло заработать больше, чем в Uber.

14. Как у DiDi обстоят дела с безопасностью поездок

В 2018 году DiDi столкнулся с »кризисом смертей». Компанию обвинили в безответственности после двух убийств молодых женщин. В Китае призывали бойкотировать сервис. 


Водитель Hitch (сервиса поиска попутчиков от DiDi, аналога BlaBlaCar) изнасиловал и убил 20-летнюю пассажирку. Накануне другая пассажирка написала на него жалобу, но в DiDi не отреагировали. 

Позднее пользователь того же Hitch украл аккаунт у своего отца. Он нашел попутчицу, 21-летнюю стюардессу, увез её и убил. 

Власти потребовали от DiDi экстренных мер. Семь сервисов  DiDi на время перестали работать ночью. Компания объявила награду в 1 млн юаней (157 тыс. долларов) за информацию о водителе. 

Также DiDi обвиняли в том, что компания не отсеивает водителей с уголовным прошлым и не реагирует на жалобы пассажиров. Так, одна женщина сняла видео о неподобающем поведении водителя во время поездки. 

Но после публикации ролика именно её обвинили в распространении порнографии. Это вызвало протесты и новую волну негодования. 
 

В общем, в итоге Вэю пришлось всерьёз заняться безопасностью.

Теперь в приложении DiDi есть тревожная кнопка. Она автоматически соединяет с местной полицией и позволяет отправить аудиосообщение о проблеме. 

Можно вызвать такси с водителем того же пола, что и вы. Есть опция, которая позволяет задать экстренный контакт — с ним свяжутся, если с пассажиром что-то случится. 

В приложении есть функция записи аудио в течение всей поездки. Данные водителей проверяются умными методами больших данных. Лицо водителя распознается ежедневно, так что продать аккаунт нельзя. 

Аудиозаписи поездок хранятся в течение недели на удаленных серверах. За 2018 год водители DiDi вернули пассажирам 1,13 млн забытых вещей. 

15. DiDi очень много вкладывается в технологии, и это заметно

Просто массой сейчас конкурентов не задавишь. В DiDi это понимают и делают ставки на технологии.

Конгломерат основал исследовательский институт в Китае, чтобы оптимизировать работу диспетчеров и планирование маршрутов. Затем открылось DiDi Labs в Силиконовой долине (Маунтин-Вью, Калифорния) — здесь также работают над ИИ и умными технологиями вождения.

DiDi получает данные с датчиков на улицах и в своих авто. Это помогает распределить нагрузку в реальном времени и подавать такси быстрее.

16. Можно сказать, что DiDi приближает будущее

В самых технологичных городах вроде Цзинаня, Шэньчжэня, Гуйяна и Уханя работают умные светофоры, транспортные экраны и другие решения DiDi. Разрабатываются интеллектуальные решения на уровне города.

В начале января DiDi представил технологию распознавания лиц в автомобилях. Она позволит идентифицировать водителя и пассажиров, а также искать признаки сонливости. Сонный таксист — опасный таксист. 

Наконец,  DiDi создает беспилотные такси. Но когда они появятся на дорогах, пока сказать сложно. 

17. DiDi уже набирает сотрудников в России

В начале января на заблокированном в России LinkedIn появилась вакансия PR-менеджера DiDi с офисом в Санкт-Петербурге. Специалисту предстоит работать с «профильными ассоциациями и государством».

Кроме того, ищут главу российского подразделения. Но такие вакансии на сайтах не публикуются, это инсайдерская информация. С кандидатами уже провели несколько собеседований. 

Правда, пока непонятно, чем компания собирается заниматься в России. Возможно, запустят только аналитический центр. Он позволит DiDi понять, стоит ли вообще заходить в Россию или нет. 

Но планы DiDi о выходе на российский рынок озвучили еще в 2017 году. Тогда глава РФПИ Кирилл Дмитриев утверждал, что сервис придет в Россию через инвестиции в местную компанию. 

18. Что ждет DiDi в России

Объем легального рынка такси в России в 2019 году оценивается в 709 млрд рублей. Рост по сравнению с 2018 годом составил 5,6%. 

Ещё 101 млрд рублей дает теневой рынок. Он вырос сильнее, на 6,3%. В Москве нелегальных таксистов 15%, а в Калмыкии, например, на 100 машин с разрешениями приходится 165 без них.

Лидером российского рынка такси является «Яндекс.Такси» с долей 27%. У ГК «Везет» 12%, у «Максима» 9%, у Gett 5%, около 1% у «Ситимобил». Остальные агрегаторы в сумме дают ещё 6%.

Через агрегаторы заказывают 60% поездок. С учетом нелегалов это 53% от общего количества. 

DiDi вполне может купить один из мелких сервисов. Затем влить деньги субсидиями водителям и приблизится к «Яндекс.Такси». А дальше как карта ляжет.

19. Сколько водителей может переманить DiDi

В РФ более 600 тыс. водителей такси и около 22 млн людей, которые регулярно вызывают «шашечки». Это 15,4% населения страны. 

Средний доход таксиста в Москве равен 83 тыс. рублей в месяц, по стране в целом — около 63 тыс. рублей. Это 64% от стоимости поездки, остальное уходит агрегатору, тратится на аренду, топливо и техобслуживание. Цифры приведены по легальному доходу. 

Водители работают в основном по 11 часов в день. Лишь 22% могут себе позволить работать до 8 часов, а 4% работают более 16 часов в сутки. 

У DiDi есть всё, чтобы предложить водителям и пассажирам более комфортные условия. И «подрасти» на несколько сотен водителей и миллионы поездок ежедневно.

20. С какими проблемами может столкнуться DiDi в РФ

Цифры, может быть, и хороши. Но в декабре 2019 года в РФ в первом чтении приняли законопроект об агрегаторах такси. В документе говорится:  

Участником рынка заказа такси «должно быть только юридическое лицо, и оно не может быть филиалом какой-то иностранной компании, это должны быть только российские компании с российским капиталом». 

До второго чтения этот текст не дошел. А в альтернативном законопроекте об иностранных компаниях и юрлицах ничего не сказано.

До третьего чтения в документ могут внести поправки. И вполне возможно, что он будет защищать отечественные компании. Тогда у DiDi действительно останется только вариант старта в России через третье лицо.

Ну, а мы, простые пассажиры, будем с интересом следить за дальнейшими событиями. Конкуренция всегда на пользу.

Бонус: президент DiDi — дочка основателя Lenovo

Лю Цин более известна в Европе как Жан Лю. Она отдала 12 лет Goldman Sachs и стала для DiDi связующим звеном между Европой и Азией.

У Лю Цин трое детей. А ещё степени бакалавра в области компьютерных наук в Пекинском университете, магистра в области компьютерных наук в Гарвардском университете и почетная степень доктора экономических наук Нью-Йоркского университета.

©  iphones.ru