У звезды в 320 световых годах нашли кольцевую структуру, похожую на пояс Койпера

Астрономы обнаружили, что диск вокруг звезды, находящейся от нас примерно в 320 световых годах, может включать четыре кольцевые структуры.
8302e4bd494701176523c62ff34e27c6_cropped
Василий Васильев
2 декабря 2019 13:55

Пояс Койпера в художественном представленииESO/M. Kornmesser Пояс Койпера в художественном представлении

Речь идет о звезде HD 141569A. Она имеет два очень старых компаньона — красных карликов, находящихся на заключительных этапах жизненного цикла; вместе они образуют тройную звездную систему. HD 141569A всего пять миллионов лет, а масса звезды составляет примерно три солнечных; она относится к звездам главной последовательности спектрального класса B.

В нашей Солнечной системе имеются остатки аккреционного диска, из которого примерно 4,6 миллиарда лет назад происходило формирование системы, — диск ледяных обломков, находящийся за пределами орбиты Нептуна: данный диск называется поясом Койпера.

Вокруг HD 141569A также имеется диск; он, как считают ученые, является гибридным — переходным между протопланетарным диском и диском обломков. Такие диски, как указывается, являются очень интересными для исследователей, так как могут рассказать о формировании газовых гигантов, а также о том, как растущие планетезимали взаимодействуют с газом и пылью в диске.

В новой работе астрономы изучили кольцо вокруг HD 141569A, находящееся на расстоянии 44 астрономические единицы от звезды (вокруг нее ранее уже обнаруживали два внешних кольца — на расстоянии в 220 и 360 астрономических единиц). В нем исследователи обнаружили не только свидетельство формированию планеты, но также и намеки на существование еще одной кольцевой структуры, находящейся ближе к звезде, — пояс, располагающийся от нее примерно в 5−15 астрономических единицах. Что же касается формирующейся планеты, то, согласно расчетам ученых, она должна быть массой примерно с Юпитер или несколько меньше.

Изучение диска вокруг HD 141569A может помочь ученым разобраться в процессе формирования планет и, следовательно, помочь в понимании нашей Солнечной системы.

Работа, посвященная новому исследованию, принята для публикации в журнале The Astronomical Journal; ее препринт доступен на сайте arXiv.

Ещё больше по темам