У сложных квантовых операций нашли верхний предел скорости

ff61f93b187769390b5bb2895ae5903e_ce_1920
Международная команда исследователей экспериментально показала предел скорости для сложных квантовых операций. Открытие поможет в разработке квантовых компьютеров.

Переходы между энергетическими состояниями не могут происходить бесконечно быстро. Фундаментальный предел скорости для простых систем физики установили еще 60 лет назад. Теперь такой же предел ученые нашли и для многочастичных систем

То, что в микромире существует предел скорости, уже более 60 лет назад теоретически показали два советских физика — Леонид Мандельштам и Игорь Тамм. Они вычислили, что максимальная скорость квантового процесса зависит от энергетической неопределенности — от того, насколько «свободна» манипулируемая частица по отношению к своим возможным энергетическим состояниям. Чем больше у такой частицы энергетической свободы, тем быстрее она может двигаться.

Например, в случае перемещения атома между двумя состояниями энергии, чем глубже энергетическая яма, в которую он попадает, тем более разбросаны по энергии квантовые состояния в этой яме и тем выше скорость, с которой атом будет «падать» в нее. Но сделать эту энергетическую долину бесконечно глубокой физически невозможно — значит, где-то должен быть предел глубины этой ямы и, следовательно, скорости, с которой атом «падает» в нее.

Предел скорости Мандельштама—Тамма — это фундаментальная величина. Достичь его можно только в системах с двумя квантовыми состояниями. Международная команда физиков выяснила, каким будет предел скорости в системах с большим числом квантовых состояний. В них частица должна пройти несколько стадий, прежде чем достигнет стабильного положения.

Исследование показывает, что предел скорости сложных квантовых операций ниже, чем у более простых, для которых проводили свои расчеты Тамм и Мандельштам. Его величина, как оказалось,  свяазана не только с энергетической неопределенностью, но и с числом промежуточных состояний. Таким образом, работа улучшает теоретическое понимание сложных квантовых процессов и их ограничений. По словам авторов исследования, результаты их работы можно использовать для улучшения функционирования сложных квантовых систем.

Статья об открытии опубликована в журнале Physical Review X.