У обезьян и американцев обнаружили общность мышления
Рекурсия представляет собой определение или описание объекта внутри самого себя или же аналогичных объектов. То есть речь идет о вложенных структурах, которые являются основой, в частности, языка и математики. Ученые из Гарварда, Калифорнийского университета в Беркли и Университета Карнеги — Меллона решили проверить, насколько способны к рекурсивному мышлению представители разных групп людей и человекоподобные обезьяны.
В эксперименте участвовали 10 взрослых жителей США, 50 детей в возрасте от трех до пяти лет, 37 представителей амазонского индейского племени охотников-собирателей цимане из Боливии, а также три ручных макаки-резуса. Всем им было предложено выполнить ряд заданий, связанных с упорядочиванием информации. Исследователи же наблюдали, каким образом это будет сделано — рекурсивно, то есть с использованием вложенных структур, или же последовательным списком.
В результате выяснилось, что люди независимо от возраста и культурной принадлежности спонтанно используют рекурсию. Обезьяны более часто прибегали к стратегии простого списка, однако после дополнительного положительного стимулирования обезьяны также начинали демонстрировать способность к рекурсии примерно на том же уровне, что и дети.
Несмотря на то, что название публикации по итогам проведенного исследования ограничивается лишь участвовавшими в эксперименте группами американцев — «Recursive sequence generation in monkeys, children, U.S. adults, and native Amazonians» — его выводы имеют общий характер и применимы, конечно, не только к жителям Американского континента.
«Способность представлять рекурсивные структуры присутствует у детей уже в возрасте трех лет, то есть до того, как они начинают использовать их в языке, — говорит о результатах исследования один из его авторов Стивен Ферриньо из Гарвардского университета. — Мы также обнаружили эту способность у людей совершенно отличных друг от друга культур. Обезьяны также могут представлять рекурсивные структуры, если у них есть соответствующий опыт. И это опровергает давнее представление о том, что только люди могут использовать рекурсию».
Кроме того, ученые обнаружили связь рекурсивного мышления с кратковременной памятью. Выполнение заданий было связано с необходимостью запоминать последовательность объектов. Дети и обезьяны делали при этом больше ошибок, поскольку кратковременная память у них развита хуже, чем у взрослых людей.