Социальные сети, или новые стандарты общения на предприятии

Социальные сетевые сервисы предлагают инструменты, с помощью которых Twitter и Facebook обещают привести командное сотрудничество к корпоративным пользователям. Чтобы не плестись позади всех в мире, где все большие обороты набирают социальные сети, стоит объединить пользователей и приложения в безопасном, надежном информационном потоке, считают авторы eWeek.

Сервисы обновления статусов, или микроблоги, стремительно начали завоевывать популярность в 2010 году. Согласно данным исследования Pew Research Center, опубликованного в декабре этого года, оказалось, что 8% взрослых американцев, постоянно обитающих в сети, также используют и Twitter. Но, применяя инструментарий социальных сетевых сервисов на предприятии, необходимо решить вопрос открытого совместного использования информации и существующих корпоративных систем контроля. К тому же, следует разрешить некоторые проблемы интеграции, например, как связать людей и приложения в ленте активности, которая должна быть релевантной, надежной и общей.

Такие ИТ-вендоры, как Salesforce.com, Socialtext, Socialcast, Yammer и другие, уже давно обратили внимание на стремительный рост социальных сетевых сервисов и выпустили новую серию инструментов социальных медиа для предприятий. "Большой взрыв", то есть рождение платформ социальных сетей, включает в себя создание технических стандартов и инструментов интеграции, помогающих разрешить проблемы взаимосвязей, и поддерживающих такую скоротечную и легковесную природу взаимодействий социальных сетевых сервисов.

Справедливости ради следует отметить, что бизнес-пользователи не ищут информацию, необходимую для выполнения своей работы, в другом месте. И ИТ-менеджеры на крупных предприятиях могут столкнуться с тем, что внутри одной-единственной организации существует множество платформ социальных сервисов.

Как лучше всего использовать инструментарий сотрудничества социальных сетей при общении с партнерами? Есть ли способ, позволяющий наилучшим образом, совместить социальные сетевые сервисы и серверные системы? Поскольку стандартных средств сегодня не хватает, а инструментов интеграции - в избытке, ИТ-менеджерам стоит обратить на них особое внимание, дабы значительно увеличить поток клиентов.

Объединение социальных систем

Чтобы подсоединить системы социальных медиа к своим ключевым приложениям, многие вендоры используют шаблоны, закодированные под клиентов, и REST (Representational State Transfer) APIs. Большой плюс состоит в том, что инструментарий социальных сервисов вовсе не чужд интеграционным процессам. Например, Facebook, Twitter, LinkedIn и другие социальные платформы могут обмениваться постами и обновлениями статуса.

Не совсем приятная новость заключается в том, что отдельные интеграционные инструменты, которые разработаны для поддержки определенных систем, не являются сегодня стандартом. Например, существует специальная компоновка Salesforce.com, связывающая программу социального взаимодействия Salesforce"s Chatter с Facebook и Twitter. А Socialtext предоставляет SocialPoint для совмещения с интранетовским софтом SharePoint от Microsoft.

Для соединения деталей социальных "паззлов" необходимо использовать REST APIs, например, для отправки обновленного состояния данных в ленту активности другой системы. Новые инструменты, например, язык программирования Atom и JSON (JavaScript Object Notation), предназначены для обмена корректировками данных в платформах социальных сетей. А Socialtext экспериментирует с разработкой, которая поддерживается Twitter и называется Annotations, для обработки информации, содержащей более 140 символов.

У ИТ-менеджеров есть выбор, когда речь заходит о "социализации нечеловеческих" элементов платформ социальных сетей. В отличие от классической интеграции процессов на предприятии, где данные из одного приложения берутся и переносятся в другое, социальная интеграция использует определенные типы событий и размещает их в ленте активности, которую и будет читать человек. Например, компания Cast Iron использует шаблоны для "выхватывания" значимых событий из серверной системы (вроде системы управления материально-технической базой SAP) и подачи информации (например, даты отгрузки) в ленту активности, которую прочтет продавец практически в режиме реального времени. Это позволяет обойти процедуру отчетности группового процесса, которая традиционно использовалась для предоставления этой информации.

Новые стандарты общения

Для регулирования ситуации, в которой, с одной стороны, появляется все большее количество участников, а с другой есть необходимость в контроле над корпоративной информацией, появилось два "новоиспеченных" стандарта.

Один стандарт называется ActivityStreams, и он является попыткой расширить потоки данных между социальными системами путем стандартизации формата, используемого для обмена информацией. В потребительском мире это означает упрощение процессов обмена статусами, комментариями, закладками и новостями. Этот стандарт довольно неравномерно приживается среди прочих инструментов социальных медиа на предприятиях, но он позволяет определить, что необходимо сделать, чтобы упростить обмен информацией между системами.

Другой стандарт – Ostatus – является открытым для распределения обновленных статусов между различными социальными сетями. Он создан для того, чтобы дать возможность огромному количеству социально медийных хабов распределять корректировки статусов между пользователями почти в реальном масштабе времени. Оба этих стандарта относятся к версии 1.0.

Кроме этого, появилось несколько протоколов системы защиты, включая OAuth, которые позволяют социальным системам общаться друг с другом и с серверными системами. Поэтому ИТ-менеджеры, которые будут опираться на подобные стандарты при принятии технических решений, смогут в значительной степени превзойти своих конкурентов, когда дело дойдет до внедрения проектов, связанных с социальными медиа.

Обеспечение безопасности участников общения

Поскольку консьюмеризация социального сотрудничества на предприятии движется вперед семимильными шагами, технические социальные платформы отличаются от потребительских тем, что у них существует политика безопасности для защиты коммерческих тайн, циркулирующих в лентах активности. Для ИТ-менеджеров это означает, что какая-то часть базовой инфраструктуры, включая каталоги с официальной информацией о сотрудниках и контрактниках, должна содержаться в порядке, чтобы проект по социальному сотрудничеству успешно реализовывался. Понятный, в хорошем состоянии каталог необходим для поддержания основ безопасности, которые контролируют доступ к системам.

Также важна и справочная информация, которая используется для загрузки данных о пользователе. Например, чтобы сотруднику было проще попадать в систему с помощью создания незамысловатого профайла, программа Chatter от Salesforce.com недавно получила возможность извлечения информации из пользовательского профайла на Facebook.

После того как ИТ-менеджеры убедились, что ИТ-основы находятся на должном уровне, они должны подумать, как интегрировать социальные сервисы и соблюсти технологии безопасности, используемые каждой из платформ. По мнению вице-президента по маркетингу Salesforce.com Шона Уитли, система Chatter сейчас открыто запрещает OpenID в качестве метода аутентификации пользователя, хотя, по его мнению, этот стандарт хорош и для приложений потребителей, и для приложений, применяемых профессионалами-потребителями. С другой стороны, Мэтт Вилкинсон, вице-президент Socialcast, заметил, что OpenID, например, используется программой Reach у флагмана микроблоггинга Socialcast.

Если говорить о методах аутентификации, используемых для контроля над тем, кто и зачем имеет доступ к ленте активности, то здесь ИТ-менеджерам следует позаботиться о том, чтобы социальная медийная платформа, которую они собираются внедрять, поддерживала единую регистрацию, которая уже используется в организации.

Самый лучший способ не дать социальным медийным системам пропасть в неизвестности – это облегчить пользователям доступ к ленте активности, не перегружая его еще одним набором учетных данных.

©  @Astera