Творческий путь Марка Ньюсона

В 2005-м году Марк Ньюсон был включен журналом TIME в список 100 наиболее влиятельных людей года. А сегодня его детищем являются самые успешные умные часы — Apple Watch. Самое время ознакомиться с другими его работами. Обратимся к основным вехам его жизненного и творческого пути. Далее много фото.

Австралиец Марк Ньюсон, как мы помним, вместе с Джони Айвом создавал часы Apple Watch. О Джони мы знаем многое, а вот о втором отце часов от Apple мы рассказывали нашим читателям значительно меньше. Постараемся сегодня восполнить этот пробел, ведь рассказать действительно есть что.

Марк Ньюсон — один из самых успешных, известных и влиятельных современных промышленных дизайнеров. Он создаёт прекрасные эстетически, но эргономичные, футуристические, но живые вещи, для которых характерны плавные линии, прозрачность и отсутствие острых углов, при создании которых используются высокотехнологичные современные материалы. Он создаёт все: стулья и часы, стеклянную посуду и велосипеды, рестораны и реактивные самолеты. Он нашел клиентов в Европе, Северной Америке и Азии.

1

Первой общепризнанной работой Марка Ньюсона стал алюминиевый шезлонг Lockheed Lounge, выставленный в Сиднее в Галерее Рослин Оксли (Roslyn Oxley Gallery), за который Марк был номинирован на приз Австралийского Совета Ремесел (Australian Crafts Council).2

Lockheed Lounge, производящий впечатление «жидкой металлической формы, похожей на гигантскую каплю ртути», отдалённо напоминает кушетки с полотен французских мастеров XVIII века. Ньюсон сделал его сам всего за пару месяцев, прибив сотни алюминиевых панелей на самодельную форму из стекловолокна. Шезлонг был снят в клипе Мадонны на песню Rain, и хотя появляется там буквально на секунду, это принесло дизайнеру мировую известность.3

Возможно, сейчас он выглядит не очень современно, но тогда это было настоящим откровением. Впрочем, мы забегаем вперёд. Детство Марка было вовсе не звёздным. Он родился в Сиднее в 1963-м году, и его отец ушёл из семьи, когда Марк был ещё ребёнком, а мать работала управляющей прибрежного отеля, в котором они и жили. Отель был наполнен «действительно отличными итальянскими вещицами»: сервировочными столиками от Joe Colombo и большими круглыми подушками от Sacco.

Когда Марк был подростком, они с матерью путешествовали по Европе и Азии, пока в итоге он не вернулся в Сидней, где стал изучать ювелирное дело и скульптуру в Сиднейском Колледже Искусств (Sydney College of the Arts). Вскоре Марк приложил полученные знания к изготовлению мебели и стал изучать историю дизайна, «заимствуя» копии итальянских журналов, таких как Domus и Ottogano, у киоскёра, на которого он работал неполный день. Именно так он узнал о стиле Мемфис и всём, что тогда происходило в Европе.

Марк всегда утверждал, что расти в Австралии, стране без местной традиции дизайна, было для него огромным преимуществом:

Если бы я изучал дизайн в Италии, меня бы учили те, кого учил Этторе Соттсасс (Ettore Sottsass) или Марио Беллини (Mario Bellini), и эти традиции вызывали бы у меня отвращение. Поскольку я приехал из Австралии, мой дизайн был самобытным и инстинктивным. У меня не было учителей, но было очень много обстоятельств, которые оказали на мой стиль огромное влияние, от детских наблюдений за работой моего дедушки и его братьев, собирающих автомобили в гараже, до огромного количества вещей вокруг. И путешествия по миру, конечно. Это громадный источник вдохновения, особенно наблюдения за различными культурами.

В 1987-м году Марк переезжает в Токио, где начинает работает на Теруо Куросаки, японского подрядчика в области дизайна. Там он запускает в массовое производство несколько старых проектов, к примеру, Embryo Chair: 4

и развивает новые, например, Wicker Chair (1990): 5

Компания Куросаки, Ide, производила известные работы Ньюсона, которые широко выставлялись в Азии и Европе. Это были Orgone Lounge: 6

Black Hole Table: 7

и Felt Chair: 8

Куросаки выставляет его работы на Миланской мебельной выставке (Milan Furniture Fair), продвигая, таким образом, Ньюсона на европейский рынок.

В 1992 году Марк покидает Токио и переезжает в Париж. Там он выигрывает ряд заказов от престижных европейских производителей, включая Flos: 9

Cappellini: 10

и Moroso: 11

В это время Марк зарабатывает на жизнь, продавая ограниченные тиражи своих произведений, таких как Event Horizon Table: 12

и Orgone Chair: MAN

Оба арт-объекта были выставлены в Галерее Kreo в Париже (собственник которой, Дидье Кржентовски, является ведущим экспертом по работам Ньюсона). Также источником заработка для Марка было проектирование ресторанов, например, лондонского Coast (1995): 14

Он также спроектировал кёльнские Komed и Osman, манчестерский Mash & Air и Canteen на Манхэттене, а также интерьер токийской студии записи Syn: 15

и розничную систему для марки одежды W.&L.T. бельгийского дизайнера Walter Von Beirendonck: 16

Когда ему заплатили $20 000 за дизайн флакона духов Shiseido: 17

Марк потратил их на автомобиль своей мечты Aston Martin DB4: 18

Международное признание компании Ikepod Watch Company принёс союз Марка Ньюсона и Оливера Айка (Oliver Ike), предпринимателя из Швейцарии. Название Ikepod состоит из фамилии Ike и названия дизайнерского стиля Марка Ньюсона Pod. Первая коллекция Seaslug была выпущена в 1995-м году: 19

Вслед за ней появились Hemipode: 20 …Isopode и Megapode, а также Horizon: horizon_watch_001 Все часы Ikepod производятся в Швейцарии ограниченными сериями. В 1997-м Ньюсон переехал в Лондон, где организовал Marc Newson Ltd — большую студию, способную решать более амбициозные промышленные задачи. Там Ньюсон получил целых две работы своей мечты: заказ на дизайн интерьера самолёта Falcon 900B: `‡

и городской концепт-кар 021C для Ford, который выглядит лучше подавляющего большинства автомобилей, когда-либо выпущенных компанией: 22

Чтобы спроектировать автомобиль, Марк несколько месяцев изучал автомобильные книги и журналы и постоянно разглядывал автомобили на улицах, чтобы найти «способы сделать это лучше». Результат его работы был представлен в 1999-м году на Токийском Автосалоне. Простота дизайна и обтекаемые формы в сочетании с сочным апельсиновым цветом, эстетика 50-х годов и неожиданные конструктивные решения вызвали одобрение публики.

Марк разработал всё от кузова до панели приборной доски. Многие из его новшеств касались интерьера — той части автомобиля, о которой многие дизайнеры предпочитают не думать. Сидения вращались на своих опорах, а когда включался свет, белоснежное люминесцентное освещение пылало по всему потолку: 23

Малыш O21C также рассказывает историю Марка Ньюсона как дизайнера. Приборная панель: 24 это реминисценция на его часы Ikepod, а рулевое колесо — на вешалку для одежды Alessi (1997): 25

Излюбленный геометрический узор, напоминающий песочные часы, который Марк использовал в 1992-м году при создании кресла Orgone, неожиданно находит место в рисунке ковра и протекторов. Кроме того, он разработал велосипед MN01 для Biomega: 26

посуду для Iittala: 27

аксессуары для ванной и кухни для Alessi: 28

бытовые предметы для Magis: 29

мебель для B&B Italia: 30

столовые приборы для Idée: 31

и светильники для Dupont Corian: 32

В 2002—2003 он разработал дизайн ресторана Lever House Restaurant в знаменитом здании Lever House в Манхэттене: 33

сиденье бизнес-класса Skybed для Qantas Airways: 34

линию посуды для Tefal: 35

и линию для ванных комнат Newson Bathroom Suite для Ideal Standard: 36

В 2004—2005 Марк получил заказ от Qantas Airways на дизайн интерьера нового самолета A380: 37

и залов аэропорта в Сиднее и Мельбурне: 38

А ещё Марк разработал Talby, своего любимца, мобильный телефон для японской KDDI: SONY DSC

Не гнушается Марк и одежды. Так он, к примеру, разработал униформу для австралийской олимпийской сборной (в сотрудничестве с Richard Allan), а также коллекцию одежды для G-Star и Scope: 40

А ещё ему принадлежит авторство дизайна линии багажа для Samsonite: 41

Марк разработал дизайн бара и шестого этажа отеля Puerta America в Мадриде: 42

В 2006-м Марк был назначен креативным директором Qantas Airways, и продолжает работать над интерьерами A380 и залами аэропортов. Он был автором дизайна ювелирного магазина Marie-Hélène de Taillac (MHT) в Токио: 43

и бутика Azzedine Alaia в Париже: 48956-alaya04.tif

Он создал ограниченную серию контейнеров для шампанского для Dom Pérignon: 45

В 2007-м состоялось открытие разработанных Марком залов первого класса в аэропортах Сиднея и Мельбурна, а также шаттла для EADS Astrium: 46

Марк получил множество наград, включая шесть Good Design Awards от Chicago Atheneum, а в 2001–2002 годах прошла большая ретроспектива его работ прошла в музее Powerhouse Museum, что в Сиднее.

В 2003-м Марк получил заказ от Фонда Картье создать произведение по собственному выбору. Он уже создавал для фонда в 1995-м году скульптурную инсталляцию Bucky (Париж): 47

На этот раз результатом его работы стал Kelvin40, концептуальный самолет, выставленный в Фонде Картье в 2004-м и показанный на первой большой европейской ретроспективе Марка Ньюсона (2004—2005).48

Работы Марка представлены в большинстве постоянных музейных коллекций, включая Музей Современного Искусства в Нью-Йорке, Лондонский Музей Дизайна, Центр Помпиду и Vitra Design Museum. Кстати, Марк отдаёт должное и советской школе дизайна:

Эль Лисицкий, Татлин, конструктивисты — все это я изучал в Колледже Искусств в Сиднее. Они повлияли на меня так же, как весь остальной авангард — дадаисты, readymades и итальянские футуристы. Я до сих пор нахожусь под обаянием российской культуры. Я считаю, что русский конструктивизм и графические символы, которые были разработаны в советское время, безупречны с эстетической точки зрения и содержат духовную квинтэссенцию их безымянных создателей. Например, красная пятиконечная звезда оказала большое влияние на мой дизайн. Я включил этот символ в один из моих любимых предметов — упор для двери Rock Door Stop для Magis: 49 и посвятил звездочке спортивные туфли Zvezdochka для Nike [Ничего не напоминают? — Прим. ред.]: 50

…стрелке — набор столовых приборов Strelka для Alessi: 51

…а мраморный стеллаж я назвал Voronoi: 52

В 2013-м году мир увидел первые плоды плодотворного сотрудническтво Марка с Джони Айвом. Они познакомились в Японии в конце 90-х, но ни один из них не может вспомнить при каких обстоятельствах. С того момента они стали близкими друзьями, несмотря на то, что живут на разных континентах.

Оба обожают машины и ежегодно вместе с семьями в середине июля посещают Британский Фестиваль Скорости — выставку антикварных и коллекционных автомобилей в Западном Эссексе, чтобы полюбоваться уникальными авто от винтажных Porsche до гоночных болидов Формулы 1. Друзья и коллеги по цеху объединились, чтобы создать и выбрать более сорока предметов, выручка от продажи которых на аукционе Sotheby«s в Нью-Йорке поступит на нужды (RED) — кампании по борьбе с ВИЧ-инфекцией, организованный фронтменом группы U2 Боно.

Конечно, далеко не все 40 предметов были созданы Айвом и Ньюсоном совместно. Но то, что они создали вместе, заслуживает внимания. К примеру, Leica M с обтекаемыми формами, которая кажется гораздо мягче и приятнее на ощупь других фотоаппаратов этой культовой компании:

и компьютерный стол, текстура которого напоминает стеллаж Voronoi: 54

55

Марк всегда любил часы. В его портфолио на официальном сайте часы представлены отдельной большой категорией.

Он начал в далёком 1986-м году с часов Pod: 56

…и создавал не только наручные, но и настольные часы. Например, в 2010-м году швейцарская компания Jaeger Le-Coultre ограниченным тиражом выпускает люксовые Atmos 566 Clock, которые показывают карту звёздного небо для северного полушария, а работают за счёт изменений температуры: 57

Песочные часы, очертания которых присутствуют во многих его работах, выпускает всё та же Ikepod: 58

Пришло время искусства для масс 59

В отличие от Джони Айва, до 2015-го года Марк не создавал предметы, которые можно обнаружить в каждом доме. Поэтому его новое детище, Apple Watch — шаг в новую неизведанную область промышленного дизайна. Это возможность взаимодействовать с многомиллионной аудиторией. Каким окажется этот шаг — покажет история.

Спасибо за чтение! В комментариях расскажите, какой из его проектов понравился вам больше других. А какой не нравится совсем.

мы тестируем кнопки UpToLike

©  iphones.ru