Тупик цивилизации: когда у нас закончатся идеи
![Екатерина Бельчикова](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/b84/b84063c6da21a73c8277641d80bce417_cropped_50x50.jpg)
![Тупик цивилизации: когда у нас закончатся идеи](https://images11.popmeh.ru/upload/img_cache/3b3/3b369334d967fadc3f7f33b5382b5c95_ce_1920x1278x0x800_cropped_666x444.jpg)
Ученым сложно дать ответ на этот вопрос, но некоторые теории у них есть!
Этот вопрос затрагивает не только биологический аспект, но и философский. Однако и та, и другая сфера определяет идею, как полностью сформированную мысль или мнение. А это значит, что даже вариант оформления вашего стола — идея.
Учитывая это определение и философы, и биологи считают, что идеи просто не могут закончиться. Однако давайте сосредоточимся на более «полезных и крупных идеях».
Философы считают, все зависит от того, насколько творческими будут люди в будущем. По сути, если мы говорим об идее, как об устройстве какой-то вещи, то есть шанс исчерпать их. Это легко понять на примере шахматной доски. Игровое поле имеет границы, а значит, возможность комбинации ходов фигур ограничено. Вы можете придумывать новые стратегии, но со временем (не вами, а будущими потомками) они будут исчерпаны.
С точки зрения биологии, вероятность исчерпать идеи намного ниже. В пример стоит привести язык. Существует конечный набор элементов (например, букв в алфавите), и из него мы можем создать класс объектов астрономически большого размера. Тут важно учитывать, что языком можно пользоваться в «свободном» формате, ведь каждый человек использует слишком много переменных, то есть язык «бесконечен» для всех намерений и целей.
Однако у людей, как и у всех биологических существ, есть возможности и ограничения, в том числе когнитивные. Это означает, что сам способ, которым устроен наш мозг, может привести к тому, что некоторые идеи окажутся «за пределами нашей когнитивной досягаемости».
Например, мы никогда не сможем придумать идеи, которые опираются на органы чувств, которых у нас нет, или которые опираются на какой-то тип математики или визуализации, которые наш мозг просто не может обработать. Например, головоногие моллюски, группа, в которую входят каракатицы, кальмары и осьминоги, могут за долю секунды менять свой цвет, чтобы замаскироваться. Людям это неподвластно. Мы может распознавать цвет, но мы используем его иначе.
Если говорить о творческих идеях, например, написания музыки, то ученые говорят, что «возможны разные варианты развития событий». Специалисты считают, что в основе артистичных идей лежит любопытство, если оно пропадет — исчезнут и новые идеи.
Уже сейчас исследования показывают, что образовательные системы, в которых приоритет отдается вознаграждениям в виде оценок, «как правило, сильно ослабляют творческий потенциал и способствуют поверхностному мышлению». Отказ от вознаграждений и конкуренции, а также создание условий для работы и обучения, которые «поощряют любопытство, сотрудничество и критическое, независимое мышление», станут способом «содействия новым большим идеям».