Тротиловый эквивалент: крупнейшие техногенные катастрофы в истории
Тянцзынь
Поздно вечером 12 августа 2015 года в порту китайского Тяньцзиня прогремели два взрыва с интервалом в 30 секунд. Первый местная сейсмологическая служба оценила в три тонны в тротиловом эквиваленте, второй в 21 тонну, были зафиксированы толчки магнитудой 2,3 и 2,9 по шкале Рихтера. Причиной стало самовозгорание перегревшегося на летнем солнце контейнера с сухой нитроцеллюлозой. Дальше пошла цепная реакция: бахнули контейнеры с аммиачной селитрой и прочими химикатами. Через несколько дней после катастрофы в окружающем воздухе был обнаружен сильный яд — цианид натрия — и начата эвакуация местных жителей. При взрывах погибло 173 человека, причем, 92 из них — пожарные.
Тулуза
И опять нитрат аммония. По до сих пор не выясненным причинам рванули 300 тонн в ангаре химического завода AZF на юге французской Тулузы. Столь сильная детонация привела к тому, что на месте уже бывшего склада образовалась огромная воронка диаметром 50 и глубиной 5 метров. Промзоной эта катастрофа не ограничилась: досталось 27 000 квартир в ближайших домах и прочим объектам социальной инфраструктуры. По разным данным, погибли от 29 до 31 человека, из них 21−22 на самом заводе. Две с половиной тысячи человек серьезно пострадали, около восьми тысяч получили легкие ранения. В течение следующих 11 лет AZF выплатило 16 тысячам пострадавших два миллиарда евро в виде компенсаций.
Энсхед
Субботним днем, 13 мая 2000 года, в одном из густонаселенных районов милого голландского городка Энсхед, что на самой границе с Германией, на воздух взлетел огромный склад с профессиональной пиротехникой, а вместе с ним и целый район города. Как позже было установлено, на территорию комплекса годом ранее завезли два дополнительных контейнера для хранения, а согласовывать их размещение никто не стал. Причем, разместили их так, что впоследствии они сильно затруднили перемещение по зоне бедствия спасательной техники. Взрыв 177 тонн пиротехники уничтожил все на площади 40 гектар, погибли 23 человека, в том числе четыре пожарных, без домов остались 1 250 людей. Для борьбы с огнем голландцам на выручку пришли спасатели из братской Германии. Ущерб был оценен в 454 миллиона евро.
Уфа
Крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа произошла в воскресенье 4 июня 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР. На трубе продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье», по которому перекачивали сжиженную газобензиновую смесь, образовалась небольшая щель длиной 1,7 м. В районе протечки газ скопился в низине, в 900 м от Транссиба. Примерно за три часа до катастрофы диспетчер зафиксировал падение давления в трубопроводе. Однако вместо того чтобы искать утечку, персонал увеличил подачу газа для восстановления давления. В итоге, в тот момент, когда навстречу друг другу проходили два пассажирских поезда «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск», произошел невероятной силы взрыв. По одним оценкам мощность взрыва составила 250−300 тонн в тротиловом эквиваленте, по другим — 12 килотонн, что вполне сопоставимо с ядерным взрывом в Хиросиме. Погибли 575 человек, из них 181 ребенок, травмы получили порядка 600 человек.
Бхопал
Тот самый бак для хранения метилизоцианата, ставший причиной огромного количества жертв
Одна из крупнейших по числу жертв техногенная катастрофа произошла на химзаводе в индийском городе Бхопал. Причина катастрофы до сих пор официально не установлена. Среди версий преобладают грубое нарушение техники безопасности и намеренное саботирование работы предприятия. Как бы то ни было, ночью 3 декабря 1984 года произошел аварийный выброс паров метилизоцианата, который в заводском резервуаре нагрелся выше температуры кипения 39,5 градусов Цельсия. В итоге давление подскочило настолько, что аварийный клапан попросту сорвало, и около 42 тонн ядовитых паров накрыло близлежащие трущобы и железнодорожный вокзал. Страшно представить: утечка унесла жизни примерно 18 000 человек, а общее количество пострадавших оценивается в 150 000 — 600 000 тысяч человек! Владелец завода компания Union Carbide в 1987 году в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам аварии 470 миллионов долларов в обмен на отказ от дальнейших судебных исков.