Три четверти российских компаний не придумали, как использовать ИИ — но интерес не угас
Стратегию внедрения технологий искусственного интеллекта сформировали только 26% российских компаний, которые заложили в бюджет расходы на него, сообщают «Ведомости» со ссылкой на исследование МТС Web Services «Технологические стратегии бизнеса», в котором приняли участие более 700 компаний.

Источник изображения: Milad Fakurian / unsplash.com
Большинство российских компаний до сих пор либо реализуют пилотные проекты в области ИИ, либо только планируют его внедрение. Прочие направления цифрового развития значительно опережают ИИ: 44% компаний имеют стратегии в сфере облачных технологий и 42% — в отношении кибербезопасности. ИИ пока не перешёл из разряда экспериментальных решений в категорию средств долгосрочного развития бизнеса.
Сильнее всего подготовились к работе с ИИ крупные компании с выручкой от 2 млрд до 15 млрд руб. — стратегию здесь формировали 36% игроков. Гиганты с выручкой более 15 млрд руб. готовы к развёртыванию ИИ в 25% случаев;, а у малого и среднего бизнеса этот показатель составляет 22%. Под наличием стратегии понимаются системный подход и распределение ресурсов, направленные на ускоренное получение выгоды в бизнесе. К 2026 году «Сбер» ожидает заработать на ИИ 550 млрд руб.
В сегменте IT только 28% компаний вкладывают в ИИ более 10 млн руб. в год; в финансовом секторе такие издержки у 20% игроков; в науке и образовании — у 14%; в сегментах розничной торговли, медиа и развлечений, HoReCa, промышленности, транспорта и логистики, а также здравоохранении этот показатель колеблется от 4% до 8%; в недвижимости и строительстве — только 1%. От 500 тыс. до 10 млн руб. в ИИ готовы сложить 58% компаний в отрасли развлечений и медиа; 41% компаний в области науки и образования; и 35% — в HoReCa. Менее 500 тыс. руб. инвестируют в ИИ 82% компаний в области профессиональных услуг, 67% — в промышленности и 66% — в строительстве.
Есть мнение, что отсутствие стратегии в области ИИ — системная проблема бизнеса: при её отсутствии ожидания от этой технологии рискуют оказаться завышенными, и внедряется она как самоцель, а не для достижения конкретного результата. Бессистемный подход грозит потерей 30–40% выделенного бюджета; подобные проекты на масштабируется, а измерить их эффект не получается. С другой стороны, такое положение вещей может быть типичным для быстро развивающегося рынка: для ИИ характерны неопределённости по срокам и экономическому эффекту, поэтому и единую стратегию сформулировать непросто — рынок пока тестирует гипотезы, и это не плохо. В условиях неопределённости начинают работать гибкие модели управления, которые допускают постоянные эксперименты, и это характерно для технологических направлений, которые быстро меняются.
© 3DNews
