Транспорт последней мили: успехи и проблемы сервисов проката электросамокатов
Как работают шеринг-сервисы самокатов в Америке и что их ждёт в России.
Если в России аренда электросамокатов только набирает обороты, то на территории США наблюдается настоящий бум мини-скутеров, нередко они даже становятся серьёзной угрозой для других транспортных средств.
Uber для самокатов
В США аренда самокатов широко распространена: в Вашингтоне, Сан-Франциско, Санта-Монике, Сан-Хосе и Остине за аудиторию борются три компании — Bird, LimeBike и Spin. В мае скутеры Bird также стали доступны в Атланте.
Bird не просто так называют Uber для самокатов: основатель стартапа Трэвис Ван дер Занден ранее был вице-президентом по развитию Uber, сейчас он работает сам на себя. Первые «птицы» Зандена появились в Санта-Монике в сентябре 2017 года, и уже в феврале 2018 года их число перевалило за тысячу.
По словам владельца компании, за первые полгода более 50 тысяч человек совершило 250 тысяч поездок на скутерах. На достигнутом Bird останавливаться не планирует: как сообщает Business Insider, в феврале компания Craft Ventures выделила $15 млн на развитие сети на территории США и к концу 2018 года Bird планирует быть представлена в 50 городах.
Уже в марте компания получила ещё $100 млн от фондов Valor Equity Partners, Index Ventures, Tusk Ventures и Upfront Ventures, а компании Craft Ventures и Goldcrest увеличили свои доли.
Мы полагаем, что Bird пишет новую главу в области транспорта и может стать следующей великой компанией в этой отрасли.
Антонио Грасиасоснователь Valor и член совета директоров Tesla и SpaceX
Я перестал пользоваться машиной три месяца назад.
Тайлер Хэбитпользователь Bird
Охотники на «птиц»
Скутеры Bird выступают не только в роли удобного средства передвижения, но и как источник заработка: их можно заряжать за деньги. Гарри Кэмпбелл, создатель блога The Rideshare Guy, решил опробовать эту возможность и поделился опытом на своём сайте.
Сначала пользователь должен скачать приложение Bird и выбрать в нём опцию «Become a Charger».
Далее нужно ответить на несколько базовых вопросов:
- Что вам нравится в скутерах Birds?
- Какая у вас машина?
- Сколько скутеров вы можете заряжать за ночь?
После этого пользователю звонит представитель компании и в течение 20 минут объясняет его задачи.
В сервисе есть ряд правил:
- пользователь должен быть не младше 18 лет;
- у него должна быть своя машина;
- он должен заряжать не менее трёх скутеров за ночь;
- он должен жить поблизости от стоянки Bird.
За зарядку одного устройства можно получить до $5: цена зависит от того, насколько трудно добраться до скутера и насколько он разряжен. По оценкам Bird, реальная стоимость электричества для зарядки одного устройства составляет от $0,08 до $0,15.
После того как скутер найден, нужно ввести его QR-код. Данные об электронном самокате остаются на телефоне после его зарядки и возвращения на базу с 5 до 7 часов утра — так можно отследить местоположение Bird и увидеть, когда ему снова потребуется энергия.
Это похоже на миссию в GTA или в Skyrim по сбору и доставке.
пользователь Reddit
Скутеры повсюду. Никто не находится в безопасности.
AdamJensensCoatпользователь Reddit
Охота на «птиц» (так ещё называют зарядку скутеров Bird) может стать источником дохода для школьников старших классов, студентов и молодых людей, ищущих себе подработку.
В то же время выбор позиции Charger не означает, что пользователь не может арендовать самокат: для этого достаточно просто сменить режим. Водитель скутера также должен достичь 18 лет, иметь права, надевать во время поездок шлем и соблюдать правила дорожного движения.
«Нептичьи» трудности
Как ни странно, главной проблемой оказались пользователи: в Санта-Монике с января по начало февраля 2018 года были зафиксированы 281 остановка движения, 97 вызовов в суд и восемь аварий с участием водителей Bird. В результате городской суд обязал компанию выплатить штраф в $300 тысяч за многочисленные нарушения местных законов.
Основатель компании от комментариев воздержался, но отметил, что Bird будет предоставлять бесплатные шлемы пользователям через приложение. Водители на дорогах Калифорнии по закону обязаны носить шлемы, однако в Instagram-аккаунте компании часто появлялись фотографии пользователей без них.
Как сообщает Los Angeles Times, 22 мая городские власти Сан-Франциско проголосовали за ограничение числа самокатов Bird и четырёх других схожих сервисов до 500 на компанию. 24 мая городской прокурор и Агентство муниципального транспорта пошли на дополнительный шаг, обязав стартапы подать заявку на получение надлежащих разрешений или прекратить свою деятельность.
Преступники и карманники начали использовать скутеры Birds, чтобы заманить свою добычу в изолированные районы города, пишет The Atlantic.
Были также зафиксированы акты вандализма и откровенно варварского отношения к скутерам.
Их не раз «парковали» на деревьях.
Alessandra Nölting @anoeltingWell done to whoever parked these bird scooters in a tree
© vc.ru