«Трафик просел на 20%, а на девятый день — на все 50%»: переезд интернет-магазина на новый домен и протокол HTTPS

Основатель интернет-магазина iLounge.ua Александр Цыбарт написал для vc.ru колонку о том, как его команда планировала переезд сайта на новый домен и протокол HTTPS и работала над этим процессом. Цыбарт рассказал о потерях, ошибках и сложностях, с которыми столкнулись специалисты.

3ea303c8bad42b.jpgОснователь интернет-магазина iLounge.ua Александр Цыбарт

iLounge.ua — нишевый интернет-магазин аксессуаров для мобильных устройств и гаджетов на Украине. Основные товары — чехлы, зарядные устройсва, кабели, защитные пленки, умные часы и фитнес-трекеры. Основан в 2010 году.

До переезда

Мы постепенно развивались, улучшая качество и скорость обслуживания, а также юзабилити сайта. Своими силами мы продвигаем и оптимизируем сайт, внедряем новые функции. Стараемся первыми доставать горячие новинки по нашей теме и тут же отдавать на обзор для популярных сайтов.

До переезда нас посещали в среднем 100 тысяч человек в месяц. Из них 75% приходили из органического поиска (88% из Google и 11% из «Яндекса»). Конверсия составляла 1,2–1,4%. Идея по переезду возникла после успешной регистрации торговой марки в 2015 году. Уже тогда очень хотелось сменить длинное com.ua на короткое и приятное ua. Но мы быстро её откинули, сославшись на «лишние проблемы» и желание сохранить то, что имеем. И правильно.

Подготовка и переезд

Мы начали активную подготовку к переезду и его планирование, когда Google протрубил про намерение помечать сайты HTTP как небезопасные с января 2017 года в новой версии Chrome. До этого в компании сообщили, что HTTPS является одним из факторов ранжирования. Мы решили, что это неизбежно и как ни крути для пользователей HTTPS более безопасный. Заодно улучшим скорость сайта, подключив HTTP2.

Было два варианта:

  • Просто сменить протокол и остаться на com.ua.
  • Переехать на новый домен + HTTPS.

Скорее всего, самым разумным был первый вариант, он бы дал больше шансов для сохранения позиций и трафика. Второй вариант, как оказалось позже, был сильным стрессом для Google. Но мы, посоветовавшись и проанализировав массу информации, решили, что лучше уж провести всё одним махом, чем делать это в два этапа. Тем более, ранее у нас уже был опыт по переезду на новый домен, но без смены протокола — тогда всё прошло гладко. У нас была возможность вёе спокойно настроить и потестить, так как мы переезжали на новый домен.

Работы по подготовке

  • Поднимаем копию сайта на новом домене.
  • Меняем внутренние ссылки на относительные. Прогоняем шаблон на наличие абсолютных ссылок и заменяем их на относительные. Все ссылки типа http://site.com.ua/page/ нужно сменить на /page/ или //newsite.ua/page/. В последнем случае будет подставляться протокол сайта. Это же касается и картинок. Не забываем проверить теги canonical, очень часто их задают в абсолютном виде. Для массового изменения протокола в описаниях товаров и статьях мы воспользовались поиском по БД «http://», частично проверив найденные варианты, применили массовую замену с «http://» на «https://». В файлах стилей для директивы @import и других так же меняем протокол.
  • Меняем подключение внешних скриптов и другого контента на относительное без протокола. Например, подключение библиотеки jQuery было такого вида (в тэге script): type=«text/javascript» src=«http://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/1.8.2/…»>, а стало: type=«text/javascript» src=»//ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/1.8.2/jquery.min.js». Здесь важно вручную проверить доступность каждого ресурса по протоколу HTTPS.
  • Настройка SSL сертификата на сервере Мы выбрали сертификат типа EssentialSSL от Comodo. Также мы приобрели отдельный сертификат в сервисе CloudFlare. По стандарту там общий сертификат для нескольких доменов, который по нашим тестам ограничивал доступ для ботов. Еще были проблемы с доступностью с некоторых серверов на Украине. CloudFlare рекомендуют устанавливать режим шифрования Full (strict) в разделе SSL, для его работы и требуется отдельный сертификат на сервере. Настройку сервера мы отдали нашему внештатному специалисту, весь процесс занял один час. В итоге мы получили сертификат класса A+ и HTTP2. Проверить настройку и оценку сертификата можно тут. Постарайтесь выполнить все условия, чтобы получить А или A+.
  • Настройка CMS под HTTPS. В нашем случае необходимо было внести правки только в один файл. Подробную информацию вы сможете найти на форуме или FAQ вашей CMS. Скорее всего она с коробки поддерживает SSL.
  • Внутренние редиректы. Сразу настройте и проверьте внутренние редиректы по новому сайту, с HTTP на HTTPS и на основной домен с «www» или без.
  • Тестируем. Открываем сайт через Chrome или Firefox и листаем основные разделы (главную страницу, категорию товаров, карточку товара, блог, информацию страницы и так далее). Везде должен быть HTTPS и, как правило, иконка замка. Увидев предупреждение о непроверенных источниках, смотрим консоль и правим код сайта. Chrome обозначает их иконкой щита с красным крестиком. Если все стабильно и ошибок нет, идем дальше.

Работы по переезду

  • Правим файлы robots.txt на старом и новом сайте. На старом прописываем новые директивы Host и Sitemap, а также разрешаем индексацию для всех документов. Для Host важно указать полный адрес с протоколом.
  • Для старого сайта файл robots.txt выглядит так:
  • На новом сайте так же правим Host и Sitemap.
  • 301 редирект. Нужно сделать так, чтобы все страницы старого сайта перенаправлялись на такие же на новом. Например, с http://site.com.ua/product/item-name на https://newsite.ua/product/item-name»>https://newsite.ua/product/item-name. Дополнительно смотрим 301 редирект с http://www.site.com.ua/ на https://newsite.ua/. Мы проверяли редиректы через браузер и этот сервис. Важно исключить редирект для robots.txt —так «Яндексу» будет проще склеить домены, когда он прочитает директиву Host с новым доменом. Для этого отредактируйте на старом сайте файл .htaccess, добавив правило:

RewriteCond %{REQUEST_FILENAME} robots.txt$ [NC]

RewriteRule ^([^/]+) $1 [L]

  • Рассказываем о переезде для ПС. Добавляем новый сайт с протоколом HTTPS в Google Search Console. Указываем в настройках «Основной домен». Для старого сайта в разделе «Изменение адреса» выбираем новый, только что добавленный сайт, и отправляем запрос. На новом сайте добавляем актуальную XML-карту. Если для старого домена был файл с отклоненными ссылками, загружаем его для нового сайта через Disavow Tool. Проверяем доступность через функцию «Просмотреть как Googlebot».
  • В «Вебмастер.Яндекс» так же добавляем новый сайт с протоколом HTTPS. Подключаем sitemap.xml. В настройках старого ресурса в разделе «Переезд сайта» выбираем новый и отмечаем пункт «Добавить HTTPS», сохраняем.
  • Переносим поддомены старого сайта на новый. Позже, из беседы с Сергеем Кокшаровым (веб-специалистом, автором блога Devaka.ru — прим. ред.) мы поняли, что забыли о сайте на поддомене старого домена, который нужно было сходу перенести на новый домен. Мы это упустили. По его словам, есть шанс, что Google в этом случае может воспринять переезд основного домена как временный, несмотря на 301 редирект.
  • Тестируем. Когда все настроено, нужно еще раз — желательно компанией — потестировать все узлы переезда на наличие любого рода ошибок и быстро исправить их.

В течение следующих дней после переезда постоянно следите за тем, как проходит переиндексация сайта, нет ли у поисковиков проблем с доступом к отдельным страницам, какие позиции у сайта по основным ключам. В Google Console мы отслеживаем разделы: «Анализ поисковых запросов», «Статус индексирования» и «Ошибки сканирования», сравниваем с результатами старого домена, исправляем ошибки индексации.

Мучительные ожидания и аудиты

Проделав всё это, мы стали наблюдать и анализировать процесс в надежде, что всё пройдет без проседаний по трафику, а через месяц еще и даст свои плоды в плюс. Первые три дня всё было как прежде, трафик держался на том же уровне, в индексе был старый домен. Главная страница стала показываться с новым доменом в Google спустя несколько часов.

На четвертый день основные отслеживаемые позиции в поисковых системах с первых мест ушли за топ-10, появляясь под новым доменом. Трафик просел на 20%, а на девятый день — на все 50%, это был шок. По недельному отчету чистая прибыль упала на 35%.

3596192005fec2.pngПозиции до и после переезда — спустя пять дней

Всё держалось практически за счет постоянных клиентов, спасибо им. В этот период мы начали выживать, запустив ряд кампаний:

  • Email-рассылки происходили чаще, а скидки были больше.
  • Настроили Adwords, раньше даже не думали о нем.
  • Подключили все доступные прайс-агрегаторы, до этого всё происходило только на одной площадке.
  • Настроили товарный ремаркетинг в Adwords.

Всё это помогло остаться на плаву и немного поднять продажи. В тот момент мы осознали, насколько важны постоянные клиенты, мы полностью пересмотрели наши гарантии и расширили их. На товары, у которых нет гарантии от производителя, мы даем свою сроком в 30 дней. Все обращения клиентов с проблемами начали рассматриваться в другом порядке.

Параллельно мы обратились к ведущим гендеректорам компаний и специалистов с заявкой на аудит нашего переезда, а также создали тему на форуме веб-мастеров Google. Серьезных ошибок не нашлось, всё было сделано верно. Проанализировав все ответы, мы поняли, что такие переезды поисковые системы переносят плохо и в любом случае наблюдаются потери по трафику и позициям.

Google начинает с нуля пересчитывать поведенческие и ссылочные факторы для домена, к тому же возраст старого теряется, а «Яндекс» просто долго клеит домены. Выход один — запастись терпением и ждать несколько месяцев для полного восстановления. Нашей основной ошибкой стало неудачно выбранное время. Лучше переезжать не в сезон, то есть в нашем случае нужно было сделать это летом.

Восстановление

Хорошие новости появились спустя три недели, когда восстановились все позиции в «Яндексе». Это сильно радовало, хоть и составляло лишь 10% от того, что может Google.

Google медленно работал, забирая запросы у старого домена, отдавая новому, опуская вниз по позициям. Также он обрезал расширенные сниппеты для нового домена. Все это длилось семь недель с момента переезда. Только в конце седьмой недели все позиции резко взлетели вверх, заняв прежние места практически для всех отслеживаемых запросов. Мы выдохнули с облегчением.

Органический трафик Google вернулся:

В результате общие органические посещения восстановились и даже подросли, а к общему показателю посещений добавились еще и платные каналы. Как следствие, продажи тоже подросли.

Итог

Сейчас можно уверенно сказать, что переезд пошел на пользу, и не только в плане короткого домена и защиты SSL. Например, во время консультаций по переезду нам указали на другие слабые места сайта, в результате мы заказали полный аудит и исправили кучу ошибок в коде и структуре. Потеряв львиную долю органического трафика, мы подключили платные каналы, с которых, как оказалось, есть неплохой выхлоп.

Мы осознали, что большинство покупок совершают именно постоянные клиенты, в результате еще активнее пошли им навстречу, расширив гарантии и запустив внутреннюю систему лояльности. Вряд ли мы бы проделали всё это за столь короткое время без «пинка под зад» со стороны переезда. Не верьте тем, кто говорит, что можно переехать на новый домен без потерь. Они однозначно будут. Воспринимайте потери как инвестицию в будущее вашего проекта.

©  vc.ru