Топливо больших скоростей: как заправляют пассажирские лайнеры
Доставкой, хранением и распределением авиакеросина в аэропортах России занимаются специализированные компании, входящие в состав ведущих отечественных нефтяных корпораций. Например, в московском аэропорту Шереметьево им. А.С. Пушкина — крупнейшем авиахабе нашей страны — работает компания «Роснефть-Аэро» (дочернее предприятие ПАО «НК «Роснефть»). Давайте посмотрим, как заправляют самолеты, и получим ответы на самые интересные вопросы.
Чистота превыше всего
Для начала немного цифр. Топливозаправочный комплекс «Шереметьево», которым управляет «Роснефть-Аэро», ежегодно поставляет авиакомпаниям более миллиона тонн топлива. Это превышает аналогичный показатель таких крупных аэропортов Германии, как, например, Berlin-Tegel, Berlin-Schönefeld и Düsseldorf International, вместе взятых. Поставки компании обеспечивают 150 тысяч самолетовылетов в год, или 400 в сутки. Откуда берется все это топливо? Оно поступает с нефтеперерабатывающих предприятий компании «Роснефть», в основном с Рязанского НПЗ («Рязанская нефтеперерабатывающая компания»). Только один этот завод обеспечивает около 50% вылетов из «Шереметьево». Частично керосин доставляется в московскую воздушную гавань железнодорожными цистернами, а частично поступает по уникальному сооружению — Московскому кольцевому нефтепродуктопроводу. Это стратегическая топливная магистраль окружает столицу двумя полукольцами и служит для перекачки через разные нитки топливопроводов как моторного топлива для автомобилей, так и авиакеросина. К топливному кольцу подключен и Рязанский НПЗ.
Качество керосина, поступающего с заводов, сомнений не вызывает. Однако длительная транспортировка имеет свою цену: в керосин могут попасть мелкие механические примеси из труб или железнодорожных цистерн. Другой враг топлива — вода. Жидкие углеводороды гигроскопичны и постоянно «подсасывают» в себя водяной пар из воздуха. Именно поэтому при перекачке в аэродромные резервуары топливо первым делом фильтруют и обезвоживают. Авиатопливо, проходя путь от трубопровода или ж/д цистерны до «крыла», подвергается многократной фильтрации. В ТЗК «Шереметьево» предусмотрено как минимум шесть ступеней фильтрации с повышением тонкости фильтрации от 15 до 1 микрона. При заправке воздушного судна топливо проходит финальное обезвоживание и фильтрацию в 1 микрон — это в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса. Применение разной степени фильтрации, повышающейся постепенно, позволяет более эффективно подготовить и очистить топливо. Качество керосина также контролируют на всех этапах работы: в структуру ТЗК «Шереметьево» входит лаборатория, оснащенная самым современным оборудованием, часть которого для России уникальна. Это, например, анализатор термоокислительной стабильности топлива в динамических условиях. Одна из особенностей анализатора — прибор в реальном времени имитирует работу топливной системы воздушного судна. Если говорить о лаборатории, то ежегодно в ней проводят 4500 операций по контролю качества авиатоплива. Каждый анализ включает в себя до 15 испытаний по показателям качества.
Цистерна и диспенсер
Резервуарный парк ТЗК «Шереметьево» обладает впечатляющими параметрами. Общий объем резервуаров составляет 55 тыс. м3. Аналогичное количество топлива могло бы содержаться в бассейне размером с Красную площадь и глубиной 2,5 м. Отфильтрованное, обезвоженное, помещенное в резервуар и снова отфильтрованное и обезвоженное топливо — куда оно идет дальше? Тут есть два варианта. Первый — классический. Из резервуара керосин перекачивают в цистерну автотопливозаправщика, автомобиль выезжает на летное поле, останавливается рядом с самолетом, а далее (снова через систему фильтров) топливо заливается, как говорят авиаторы, «в крыло». Тут стоит пояснить, что в профессиональной терминологии не принято говорить «крылья», есть понятие «крыло» — единый элемент планера. Крыло состоит из правой и левой консолей, внутри которых (а также в центроплане) расположены емкости для топлива.
А теперь второй вариант. Многие из нас, коротая время в ожидании посадки, наблюдали сквозь стеклянные стены терминала, как происходит заправка лайнера. И частенько мы видели, что вместо автотопливозаправщика самолет заправляет маленький автомобиль, внутри которого явно нет места для нужных в полете тонн топлива. Такая машина называется диспенсером, и керосина в ней действительно нет. Обходиться при заправке без тяжелых цистерн в Шереметьево позволяет созданная «Роснефть-Аэро» система централизованной заправки самолетов (далее — гидрантная система), а работает она так: из резервуара топливо поступает в насосно-фильтрационную станцию, а оттуда уходит в сеть топливопроводов, расположенных под летным полем. На перроне машина-диспенсер одним рукавом подключается к гидранту (через специальный гидрантный колодец — таких в Шереметьево 185), а другим соединяется с приемным штуцером топливного бака самолета. Протекающее между топливопроводом и крылом авиалайнера топливо вновь дополнительно фильтруется внутри диспенсера. Это самая большая гидрантная система в России — общая протяженность трубопроводов составляет 25 км. В чем же разница между двумя вариантами заправки? Главное преимущество — время! Производственный парк «Роснефть-Аэро» в Шереметьево насчитывает 30 диспенсеров.
Бизнес
Вернемся к наблюдениям скучающего пассажира за летным полем. К «рукаву» подкатывает среднемагистральный самолет. Он высаживает пассажиров, затем на борт поднимается бригада уборщиков, параллельно загружается багаж и бортпитание, идет заправка топливом. На земле самолет проводит около часа, а затем улетает в новый рейс. Но каждую минуту, пока лайнер стоит на земле, он тратит деньги, а не зарабатывает их. А ведь бизнес авиакомпаний не связан со сверхприбылями — там выигрыш рубля или цента значит очень много. И если можно сократить хоть на пару десятков минут время самолета на земле, это даст компании серьезную выгоду. Гидрантная система позволяет заправить самолет максимально быстро и столь же быстро переместиться к следующему. Если сравнить процесс заправки через диспенсер и топливозаправщик, то в случае с топливозаправщиком для заправки существенного объема понадобится несколько цистерн, значит, будет затрачено время на подъезд, подключение первой, потом второй машины.
Для диспенсера таких проблем не существует: он в один момент отмеряет и выкачивает из трубопровода любое необходимое количество топлива. Например, Airbus A321 гидрантная система может заправить до полного бака всего за 15 минут. Для заправки широкофюзеляжного самолета типа Boeing 777 или A330 в объеме около 100 тонн обычно требуется около 60 минут, при этом время заправки можно еще сократить, так как при условии наличия технической возможности у воздушного судна заправку могут выполнять два диспенсера одновременно. Содержание небольшого диспенсера обходится приблизительно на 30% дешевле, чем техобслуживание тяжелой автоцистерны. Также при заправке через ЦЗС не нужно перекачивать керосин из резервуара в автоцистерну, а затем из автотопливозаправщика «в крыло» — и это упрощает контроль качества топлива.
Два метода заправки самолета. Первый — с помощью автотопливозаправщика с цистерной керосина (первое фото снизу). Второй — с помощью диспенсера, забирающего топливо из скрытого под летным полем трубопровода гидрантной системы (второе фото внизу).
В России и в мире
Топливо загружают в самолет, рассчитывая его количество по специальной формуле. Керосина должно хватить на полет из точки А в точку Б плюс квоты на руление, непредвиденное отклонение от маршрута, полет в зонах ожидания и т. д. Пассажирские перевозки не та сфера экономики, где можно отказаться от резервирования, сделанного ради безопасности.
Шереметьево — один из флагманских аэропортов России, и на его примере легко продемонстрировать, как внедряют современные инновации в сфере заправки авиатопливом. Однако деятельность компании «Роснефть-Аэро» выходит далеко за географические рамки столицы. По сути на сегодня это глобальный игрок, обеспечивающий поставку авиационного керосина в разных воздушных гаванях страны и мира. Компания осуществляет заправку «в крыло» в 44 российских и зарубежных аэропортах. Общий объем поставленного топлива за рубежом в 2019 году составил 480 тысяч тонн. Клиентами «Роснефть-Аэро» за рубежом являются свыше 30 авиакомпаний, в том числе лидеры российского авиарынка — «Аэрофлот», S7 Airlines, «Уральские авиалинии», а также ведущие иностранные авиаперевозчики — Lufthansa, Air France, Singapore Airlines, British Airways, China Southern Airlines и др. «Роснефть-Аэро» работает в аэропортах Германии, Китая, Испании, ОАЭ, активно модернизирует топливозаправочную инфраструктуру в городах России. Например, в 2019 году стартовал проект строительства современного топливозаправочного комплекса в Пулково, международном аэропорту Санкт-Петербурга, который предусматривает использование гидрантной системы, аналогичной той, что работает в Шереметьево.
Обсудить 0