Топ-менеджер «Яндекса» Григорий Бакунов рассказал, какие стартапы ищет компания

26 февраля на площадке ФРИИ Сити Холл директор по распространению технологий «Яндекса» Григорий Бакунов рассказал, зачем компании сотрудничество с ФРИИ и какие стартапы ей интересны.

Редакция vc.ru публикует основные тезисы выступления.

1. О корпорациях и маленьких компаниях

У всех ИТ-компаний внутри очень токсичная обстановка: каждая концепция, любая идея, каждое действие подлежит очень жесткой критике. Это понятно, иначе большие корпорации просто не могут существовать. И эта ситуация полностью противоположна тому, как обычно работают стартапы.

Мы для себя давно решили, что маленькие компании на стадии быстрого роста, которые находятся на самом начальном этапе развития, мы просто не покупаем и стараемся им не навредить. Поэтому и приняли решение о работе с акселераторами.

4ea1b235614a1e.jpg

2. Какие стартапы нужны «Яндексу»

Кто-нибудь знает, что такое «тест зубной щетки»? Зубная щетка — уникальный продукт, которым человек пользуется в среднем два раза в день. Если вашим продуктом пользуются чаще, чем два раза в день, — у вас замечательный продукт.

Мы стараемся делать именно такие вещи — те, которыми хотелось бы пользоваться хотя бы пару раз в день, которые решают реальные повседневные задачи конкретных пользователей.

3. О новых поисковых технологиях

Мы исчерпали текущую поисковую парадигму. Люди по-прежнему очень много ищут в интернете и испытывают потребность в свежей актуальной информации. Но никакого революционного скачка в развитии поисковых систем не произошло, нет даже постепенной эволюции — лишь множество разных попыток двигаться вперед. Люди как входили в поиск и видели там 10 зеленых или голубых ссылок, так по-прежнему с ними живут.

Нам интересны любые проекты, связанные с изменением или улучшением представлений об интернет-поиске. Причем чтобы они улучшали не только визуальную форму подачи, но и смысловую нагрузку, которую пользователь получает от поиска. Мы готовы вас брать и критиковать, проводить с вами эксперименты в этой области и показывать, почему эта конкретная идея не работает. Мы готовы давать внятный фидбек и помогать с данными, еще с чем-то.

Последний такой проект, который я видел, — это ребята внаглую получили базу данных Foursquare и попытались вычленить интересные места, в которых ты чаще всего бываешь, и новые заведения, о которых ты еще не знаешь.

7f6a9ac1e58ce0.jpg

4. О больших данных

Мы ищем команды, которые способны придумывать интересные штуки, основанные на анализе больших данных. Я недавно общался на конференции IWBC с очень интересной командой. Первое, что она смогла сделать, — встроиться в большое количество чужих программ. Они предоставили библиотеку, которая позволяет собирать данные о геолокации. Эту информацию они потом у себя аккумулируют, отдают разработчику программы, а также делают очень интересную штуку.

Они смотрят по поведению человека (информации из акселерометра, GPS и так далее), что вот пользователь сейчас спускается в лифте или идет по улице. Знают, когда человек припарковался и, главное, когда идет обратно к своему парковочному месту, — и предсказывают, где освободятся парковочные места.

Конечно же, «Яндексу» страшно интересны ребята, которые умеют делать такие предсказания. Очевидно, что нам неинтересен продукт в том виде, в котором он сейчас. Но мы в состоянии подсказать им вектор развития, чтобы со временем прийти к состоянию, когда их можно будет купить и проинвестировать в них — нам или другой компании.

5. О дефиците идей

У большинства ИТ-компаний нет дефицита в идеях. У нас большая проблема с талантливыми и желающими что-то сделать людьми. Когда я смотрю на команду, которая строит это парковочное приложение, я вижу там не гениальное воплощение какой-то простой концепции, а талантливых людей, которые сделали интересный продукт и способны на большее.

Именно так обычно и мыслят стратегические инвесторы. Большая часть проектов, которые вы делаете, для них слишком малы. Поэтому они говорят: «Двигайтесь в этом направлении, а когда вырастете, мы с интересом вас купим».

7cabf709fe0f4b.jpg

6. О геолокации

Нам интересно все, что связано с обработкой геоданных и их получением. В первую очередь потому, что геосигнал — это сигнал, с которым человечество сейчас умеет работать хуже всего. Тот сигнал, который у нас есть, очень разрозненный.

Пока не придумано ни одного способа эффективно зарабатывать на геоданных, но мы все еще на это надеемся. Наверное, самый грустный пример неполучения прибыли — это сервис «Яндекс.Навигатор», хотя это самое популярное приложение не только в России, но и в некоторых других странах.

7. О shared economy

Все, что касается темы shared economy, — это работа над бизнес-моделью, причем работа очень тяжелая. Вы не можете просто прийти и сказать: «Я придумал концепцию, давайте я буду сдавать в аренду свою стиральную машину». Эта гипотеза требует хорошего обоснования и доказательства. Насколько часто люди готовы стирать свои вещи в чужой стиральной машине? Какова цена этой услуги с учетом того, что электричество в нашей стране недешево для конечного потребителя?

8. О рекламных сервисах

Нас интересуют рекомендательные сервисы, которые, во-первых, автоматизируются, а во-вторых, обладают сильными, органическими критическими идеями. Самая сильная реализация рекомендаций за последние много лет — это идея «С этим продуктом также покупают», запатентованная Amazon. Если у вас есть такие же концепты и вы можете убедительно доказать, что они работают, — приходите, попробуем вырастить из этого какой-нибудь бизнес.

35c22be6f78f2b.jpg

9. О рекламе

Нам интересно все, что связано с новыми форматами рекламы. Здесь есть два направления. Первое очевидное — как улучшать ecommerce, а второе — геосервисы. Нет ни одного геосервиса, который бы приносил деньги за счет рекламы. И «Яндекс.Навигатор», и «Яндекс.Карты» не приносят дохода. Оба сервиса расходные, и на них мы никак не зарабатываем.

10. О мобильных приложениях

Мы ищем новые сценарии использования мобильных устройств. Все классические сценарии — мессенджеры, карты, поиск — пришли к нам с десктопа. Хороший пример инновационного использования мобильных устройств — это Snapchat. Разработчики придумали уникальный способ передачи контента, рассчитанный на молодежь, в результате больше всего трафика в США генерирует именно Snapchat.

Если у вас есть что-то свежее в этой области, попробуйте это развивать. Тогда акселератор нужен вам для развития даже сильнее, чем во всех предыдущих случаях, вместе взятых.

©  vc.ru