Топ фраз, по которым можно вычислить жертву мошенников

На Восточном экономическом форуме эксперты банка назвали основные фразы, которые чаще всего повторяют люди, ставшие жертвами мошеннических схем. Как правило, эти выражения сигнализируют о том, что человек находится под контролем злоумышленников, применяющих методы социальной инженерии. Ниже топ-5 таких фраз.
«Мне запретили рассказывать»
«Если расскажу — будет хуже»
«Это не ваше дело, я сам/сама разберусь»
«Я все делаю правильно, просто подожди/доверься»
«Я сейчас не могу объяснить, потом все расскажу/узнаешь»
Применение подобных фраз часто сопровождается изменением поведения. Близкие могут заметить следующие признаки:
человек перестает отвечать на звонки без объяснения причин
нарушается привычный режим дня, появляется забывчивость
стремится уединиться при разговорах, особенно по телефону
приобретается новая SIM-карта или смартфон
проявляется повышенная раздражительность, замкнутость или тревожность
появляются неожиданные поездки на такси или встречи с курьерами, не объясняя причин

Заместитель Председателя Правления Сбербанка Станислав Кузнецов объяснил: «Эти фразы и их вариации свидетельствуют, что человек попал под влияние мошенников, которые используя методы социальной инженерии словно зомбируют граждан. Другие явные признаки: человек стал закрытым, нервным, проводит в смартфоне время больше обычного. Также он говорит о срочности и крайней необходимости перевода или спасения денег. Знать эти стоп-фразы и поведение необходимо не только сотрудникам офисов Сбера, которые только в этом году «расколдовали» и вывели из пут мошеннических схем 19 тысяч россиян. Эти знания помогут вовремя вмешаться. Увы, далеко не все и не всегда внимательны по отношению к своим близким, иногда мошенники месяцами держат жертв на крючке, и будь родные рядом в нужный момент — удалось бы избежать трагических последствий».
Родственникам рекомендуется реагировать быстро и спокойно, не обвиняя пострадавшего и избегая давления. Важно донести, что сотрудники банков, полиции и органов власти никогда не просят перечислять средства, диктовать коды или устанавливать сторонние приложения. Просьба не рассказывать никому о происходящем — явный признак мошенничества. Следует убедить близкого не совершать денежных переводов и не передавать наличные, предложить вместе разобраться в ситуации и при необходимости обратиться за помощью к другим родственникам, друзьям или правоохранительным органам.
Для защиты от подобных угроз эксперты также советуют использовать специальные сервисы, например: базовую киберзащиту в банковском приложении, функцию «Близкие рядом» с совместными уведомлениями и проверкой операций, определитель номера и антивирус.
