Тест Skoda Superb. Большой, красивый, спортивный.
Skoda Superb — флагманский автомобиль бизнес-класса от чешского производителя. Модель выпускается с 2015 года, а в 2019 году вышла рестайлинговая версия лифтбека. Честно сказать, первая версия автомобиля мне была не очень симпатична — слишком большая, слишком тяжелая, с немного устаревшим даже на тот период дизайном. Рестайлинговая модель стала намного интереснее предшественника — более стремительный силуэт, современный внешний вид и дизайн в духе последних моделей бренда. Но больше всего меня удивила версия Sportline в золотом (Dragon Skin) цвете, на самом деле каком-то желто-зеленом, которую мне предоставили на тест. Я привык, что Superb, которые встречал на дороге, в большинстве своем окрашены в темные цвета, и этот автомобиль в яркой расцветке заставил взглянуть на него совершенно иначе.
Нет, конечно, можно, походив вокруг нового Skoda Superb, сказать, что автомобиль выглядит как «Октавия» на стероидах, растянутая в ширину и длину, и что модель не имеет своего уникального лица. На самом деле это не совсем так, Superb имеет свое неповторимое лицо — лицо Skoda. И в какой-то мере чехи, возможно, и правильно делают, что не наделяют отдельные модели уникальными и непохожими чертами, а объединяют все актуальные автомобили единым стилистическим решением. Да, несведущий человек, увидев новый Superb, может, сразу и не поймет, что это за модель, но однозначно узнает в нем Skoda.
Дизайн самого большого лифтбека компании выполнен в духе текущей дизайн-концепции бренда — стремительные линии, немного острых граней и толика угловатости. В темных расцветках Superb выглядит немного невзрачно, зато в ярком цвете сразу играет новыми красками, обнажая перед нами все дизайнерские решения и показывая себя именно в том виде, в котором был задуман чешскими разработчиками. Да, современный вид текущей «шкоды», возможно, и не всем придется по вкусу, но здесь, как говорится, «на вкус и цвет…».
Дизайн салона Skoda Superb можно назвать слегка устаревшим, а можно — консервативным. Прямые линии передней панели, простые по форме дефлекторы воздуховодов, классический высокий рычаг коробки передач и обычные кнопки и ручки — все это смотрится стандартным и слегка попахивает нафталином. Но присмотревшись внимательно, мы видим современную цифровую приборную панель, крупный дисплей медиасистемы и пусть и скромную, но атмосферную подсветку. Skoda не стремится удивить нас необычным футуристичным салоном, но при этом в привычный для владельцев предыдущих моделей бренда интерьер разработчики интегрируют вполне современные решения.
По материалам и качеству сборки претензий к Superb нет, верхняя часть салона полностью выполнена из качественного мягкого пластика, алькантары и искусственной кожи. Те же места, которые вам не видны, обшиты чуть более простым, но также качественным и приятным на ощупь пластиком.
За рулем Skoda Superb с комфортом разместится человек любого роста и комплекции, всех настроек хватает даже с запасом. В нашем варианте были установлены классные спортивные кресла, оптимальные по жесткости, которые отличаются правильным профилем, хорошей боковой поддержкой и регулируемой длиной подушки. В этих сиденьях не устаешь даже в дальней поездке, что, конечно же, является плюсом. Кресло водителя имеет полный набор электрорегулировок, включая регулировку поясничного подпора в двух плоскостях и память положений для трех человек. Пассажирское кресло в базе идет с механическим регулировками, но за доплату можно поставить полный пакет электрорегулировок и для него. Обивка кресел в нашем случае была сочетанием кожи и алькантары, очень приятной на ощупь и достаточно практичной.
Сам за собой с ростом 187 см я могу разместиться совершенно свободно, а при большом желании даже положить ногу на ногу. Места для задних пассажиров в Superb не просто много, а очень много. Единственный момент, что задние стойки сильно завалены и я макушкой практически упираюсь в потолок, думаю, на большом ухабе могу ненароком и удариться головой. Причем спереди такой проблемы нет, даже несмотря на наличие люка с электроприводом и механической шторкой. По краям заднего дивана в свободном доступе имеются крепления Isofix, так что установка детского кресла происходит максимально просто и быстро, а между двух сидений останется место даже для одного не самого крупного человека.
Несмотря на наличие просторного салона, в котором без особых проблем разместятся пять взрослых, в Superb имеется и большой багажник объемом 625 литров, в подполье которого спрятана докатка. Сложив по отдельности из салона или сразу из багажного отделения спинки заднего дивана, которые образуют практически ровный пол, мы получаем уже 1760 литров полезного пространства. Кстати, в лифтбеке также имеется и лючок для длинномеров, так что те же лыжи можно перевезти в автомобиле, даже не складывая сиденья. Плюс, как это заведено у Skoda, в багажнике есть различные ниши, сеточки и крючки для удобного крепления багажа, есть даже сетка с обратной стороны багажной полки. Дверь багажного отделения у нас с электроприводом и возможностью открыть её взмахом ноги, но, к сожалению, полностью закрыть автомобиль вместе с ней возможности нет.
Медиасистема в нашем случае была установлена Columbus с 9.2-дюймовым сенсорным IPS-экраном с высоким разрешением, если не ошибаюсь, 1280×640 точек, достаточно ярким и контрастным. Единственный момент, что экран установлен низко и не повернут к водителю, так что читать информацию с него на ходу не очень удобно. Скорость работы системы не вызывала нареканий, да, присутствовала лёгкая задумчивость в некоторых моментах, но в целом весьма недурно. Прорисовка меню не самая красивая на рынке, но все иконки понятные и хорошо читаются.
В системе есть собственная навигация с актуальными картами, которая умеет строить правильные маршруты и работает с пробками. Ввод адреса осуществляется с удобной виртуальной клавиатуры или с помощью голосового ассистента. Кстати, по непонятным причинам у нас самостоятельно включался голосовой помощник, как и в новой Octavia, причём за время теста я так и не разобрался, на что он реагировал и почему активировался сам. Плюс один раз полностью выключился звук в медиасистеме, а вернулся назад только на следующий день, причем до этого даже сброс системы до заводских настроек не помог.
Если вам не нужна встроенная навигация, то система поддерживает платформы Android Auto и Apple CarPlay, последняя с возможностью беспроводного соединения. А на стоянке доступно дублирование дисплея MirrorLink. Кстати, снова напомню, что на Android Auto и Apple CarPlay наконец стал доступен «Яндекс.Навигатор»:
По нажатию на сенсорную кнопку «Home» с левой стороны от дисплея (кстати, там же находятся сенсорные клавиши регулировки громкости, что не очень удобно) мы открываем пользовательское меню, которое каждый может настроить целиком под себя. В системе Columbus есть возможность бесконтактной работы, но у меня она срабатывала через раз, так что проще нажимать на экран, благо он отзывчивый, а олеофобное покрытие на нем хорошего качества.
Новая Skoda Superb получила виртуальную приборную панель 10.25 дюйма с качественной картинкой и высоким разрешением. Приятно, что в чешском автомобиле цифровая приборка используется не просто как дань моде, а как часть медиакомплекса, и с неё можно взаимодействовать с достаточно большим набором информации. Здесь доступно несколько видов оформления цифровой панели, которые можно быстро менять прямо на ходу, плюс можно комбинировать различную дополнительную информацию на уже существующих темах. В режимах, когда на панели выводится штатная навигационная карта, вы можете быстро её масштабировать с помощью ролика на руле, тем самым видя больше информации по маршруту. Не отрывая рук от руля, вы можете выводить на виртуальную приборную панель списки вызовов, плейлисты, списки радиостанций и также переключаться между двумя подключенными к системе телефонами. Входящий вызов отображается как на приборной панели, так и в виде всплывающего окна на центральном экране, а с помощью ролика на руле вы можете принять звонок или отклонить его. В общем, производитель сделал все максимально удобным для того, чтобы водитель не отвлекался на основной экран медиасистемы, а все нужные действия производил с приборной панели.
Для подключения устройств в Superb доступно два USB в передней части салона, оба основных, так что можно одновременно подключить два смартфона и переключаться между ними через меню. У меня, например, спокойно сосуществовали вместе Apple iPhone 12 и Google Pixel 4a с возможностью выбора между Apple CarPlay и Android Auto. В нише центральной консоли у нас находится современный Type-C, а вот в центральном подлокотнике на всякий случай оставили USB-A, что удобно. Для задних пассажиров доступны два Type-C только для зарядки и обычная розетка на 220 В. Также спереди, в нише с не самым удобным доступом, находится площадка с беспроводной зарядкой по стандарту Qi, кстати, это единственное место, кроме подстаканников, куда можно положить в автомобиле смартфон с относительно свободным доступом к нему. Заряжаются современные гаджеты от бортовой сети автомобиля достаточно быстро, так что можно спокойно обойтись и без переходников в прикуриватель, а пользоваться только стандартными разъемами.
Соединение смартфонов по Bluetooth происходит без каких-либо сложностей, одновременно к системе может быть подключено два устройства. Громкая связь работает отлично, ваш собеседник будет хорошо слышать не только сидящих спереди, но и пассажиров сзади.
Электронных ассистентов водителя в нашем автомобиле был полный набор. Отмечу отлично работающий адаптивный круиз-контроль, который совмещен с ассистентом движения в пробке, а в связке с системой движения в полосе позволяет наслаждаться поездкой на дальние расстояния. Единственный нюанс круиз-контроля заключается в том, что если кто-то в вашей полосе вдруг стал ехать медленно, как обычно, заковырялся в телефоне, а вы решили обогнать его с правой стороны (что запрещено правилами), то автомобиль не будет ускоряться, пока будет видеть автомобиль слева. Также хотелось бы сказать и про немного странную работу системы движения в полосе, почему-то во время теста она только через раз возвращала автомобиль в полосу. В качестве полезного бонуса стоит отметить систему экстренного торможения перед препятствиями, а также ассистент перестроения, который даст обратное усилие на руле, если в полосе, куда вы хотите перестроиться, будет близко двигаться другое транспортное средство.
А также в Superb имелась система автоматической параллельной и перпендикулярной парковки, работала она неплохо, но иногда пропускала свободные места. Конечно же, в автомобиле были парктроники по кругу с визуальной картинкой на дисплее медиасистемы и звуковым предупреждением, которые дополняла весьма неплохая камера заднего вида с разметкой и, главное для нашего климата, с омывателем. К парктроникам привязана и система помощи выезда задним ходом, которая информирует о перпендикулярно движущихся объектах. Причем приятно, что данные с датчиков и камеры одновременно выводятся на дисплей и вам не надо переключаться с него на приборную панель, как в некоторых автомобилях, а вы сразу видите всю необходимую информацию в одном месте. Не обошлось и без датчика света и дождя, которые работают без нареканий, и системы мониторинга слепых зон с визуальным информированием в корпусах зеркал, что, на мой взгляд, является наиболее удобным и наглядным вариантом реализации данной опции. Еще в автомобиле в исполнении Sportline по умолчанию идут качественные матричные фары, которые умеют регулировать пучок света в ночное время суток, когда видят впереди идущий транспорт, и тем самым не слепят водителей.
По комфортным опциям в автомобиле доступен трехзонный климат-контроль, управление которым осуществляется на классическом блоке управления с удобными ручками регулировки и отдельными экранами, правда, немного мелковатыми. Единственный момент, что блок климат-контроля выполнен из черного глянцевого пластика, а средние по размерам кнопки расположены слишком плотно друг к другу и не имеют разделителя. А также настройки климата доступны и с экрана медиасистемы. В автоматическом режиме климатическая установка работает хорошо и не требует корректировки во время работы. Для задних пассажиров доступен отдельный блок управления климатом с удобным управлением, собственным экраном и, конечно, отдельными дефлекторами. Кроме этого в Skoda Superb имеется подогрев всей поверхности руля с выделенной клавишей на самой «баранке», а также трёхуровневый подогрев передних и задних сидений. Есть и полный обогрев лобового стекла. Кроме этого отмечу наличие системы охлаждения в довольно вместительном бардачке, а также наличие аналогичной системы в центральном подлокотнике.
По общему комфорту автомобиль разочаровал, хотя, может, просто у меня были завышены ожидания в связи с тем, что Superb — это флагман компании. В автомобиле достаточно шумно, звук идет от колес, причем на плохом покрытии он становится даже слишком навязчивым. Плюс на трассе появляются аэродинамические шумы, так что, разговаривая с пассажирами, приходится немного повышать голос. Пробивается в салон и звук работающего двигателя, хорошо хоть, не всегда его слышно и не слишком он громкий. Подвеска передает в салон всю мелочь с дорожного полотна, но неплохо проглатывает средние и крупные неровности.
С прошлого года Skoda Superb представлена в России обширной гаммой модификаций. Это может быть версия с турбированным двигателем 1.4 литра мощностью 150 л.с. и семиступенчатой роботизированной коробкой DSG. А также с турбомотором 2.0 литра, который доступен в вариантах на 190, 220 и 280 л.с., первый идет с 7-ступенчатой коробкой DSG, а два других — с 6-ступенчатой роботизированной коробкой. Самая мощная версия также оснащается полным приводом, в то время как остальные модификации идут в версиях с передним приводом. У нас на тесте была средняя модификация, самая востребованная на рынке, с двигателем 2.0 TSI мощностью 190 л.с. и DSG-7. Такая машина способна разогнаться до 100 км/ч за 7.8 секунды.
В нашем случае связка двигатель-коробка показали себя с хорошей стороны, мощности двигателя хватало с запасом даже при движении по трассе, а коробка всегда быстро и адекватно реагировала на изменение динамики. В управлении Superb показал себя также хорошо, на дуге он четко держал траекторию и не требовал подруливания, крены в поворотах минимальные, а чувствительность к колее практически отсутствует. Автомобиль очень приятный на каждый день для размеренного движения хоть в городе, хоть на трассе. Но также Superb хорош и для динамичной езды, так как выбор режима движения «Спорт» полностью меняет характер автомобиля. В этом режиме не только меняется чувствительность акселератора, увеличивается усилие на руле и меняются настройки работы коробки передач, но также изменяются и настройки жесткости амортизаторов, автомобиль становится более сбитым и чувствительным, но без перегибов. Тем, кто предпочитает динамичное передвижение, режим «Спорт» должен понравиться, причем он отлажен таким образом, что подойдет и на каждый день, а не только в какие-то отдельные моменты. Режимы же «Комфорт» и «Обычный», на мой взгляд, практически не различаются между собой, в «Эко» машина становится совсем уж овощем, а «Индивидуальный» позволяет сконфигурировать все настройки под себя.
По расходу топлива автомобиль приятно удивил, в городе у меня получалось примерно 8.5 литров на 100 км, на трассе расход был на уровне 7 литров, что практически соответствует паспортным данным. Заправлять Superb рекомендуют 100-м бензином, но допускается лить и 95-й.
В России цены на Skoda Superb начинаются с отметки в 2 265 000 рублей, версия Sportline стартует уже от 3 047 000 рублей. Модификация как на тесте начинается от 3 268 000 рублей, а с дополнительным оборудованием она уже легко преодолевает отметку в 3.5 миллиона.