Телескопы обнаружили самую тусклую луну вокруг ледяных планет-гигантов

Астрономы обнаружили три новых естественных спутника, вращающихся вокруг самых отдаленных планет нашей Солнечной системы: один вокруг Урана и два вокруг Нептуна. Один из них оказался самой слабой луной, обнаруженной наземными телескопами, сообщает Phys.org.

С открытием нового спутника Урана, S/2023 U1, общее количество известных лун, вращающихся вокруг ледяной планеты-гиганта, выросло до 28. Первоначально спутник был обнаружен с помощью Магеллановского телескопа в Чили в 2023 году. При диаметре 8 км он стал самым маленьким среди спутников Урана. Один оборот вокруг планеты он совершает за 680 дней.

Самый яркий из двух новооткрытых спутников Нептуна (S/2002 N5) имеет размер 23 км, и ему требуется 9 лет, чтобы совершить оборот вокруг ледяного гиганта. Впервые его заметили в 2021 году, а орбита была подтверждена Магеллановым телескопом в 2022 и 2023 годах.

Изображение спутника Нептуна S/2021 N1, полученное телескопом «Субару».
Изображение спутника Нептуна S/2021 N1, полученное телескопом «Субару».Источник: Scott Sheppard/Carnegie Institution for Science

Другой новый спутник Нептуна (S/2021 N1) имеет размер 14 км и орбиту 27 лет. Это самая тусклая луна, когда-либо обнаруженная наземными телескопами. Открытие этих двух новых лун довело общее количество спутников Нептуна до 16.

Три новых спутника Урана и Нептуна имеют далекие, эксцентричные и наклонные орбиты. Это позволяет предположить, что они были захвачены гравитацией этих планет одновременно или сразу после того, как Уран и Нептун сформировались из кольца пыли и обломков, окружавших раннее Солнце.

Открытия показали, что вокруг Урана и Нептуна есть динамические орбитальные группы внешних лун. Их существование предполагает, что когда-то более крупные родительские спутники раскололись в результате столкновений с кометами или астероидами, оставив разбитые фрагменты на орбитах, аналогичных первоначальной более крупной луне. Вероятно, ранняя Солнечная система была очень хаотичным местом, где постоянно происходили движения и столкновения между объектами.

«Все планеты-гиганты в нашей Солнечной системе имеют схожие конфигурации своих внешних спутников, независимо от их размера или процесса, в результате которого они образовались. Даже Уран, повернутый набок, имеет такое же лунное население, что и другие планеты-гиганты, которые вращаются вокруг нашего Солнца», — говорит Скотт Шеппард, возглавляющий исследование.

Ранее «Джеймс Уэбб» обнаружил скопление самых древних звезд.