Танкист выходного дня: испытание гусеничного квадроцикла
Готовь снегоход летом, а квадроцикл зимой… и летом. Несколько компаний разработали гусеницы для мотовездехода — для зимней эксплуатации. Чтобы узнать, насколько хорош такой аппарат на снегу, мы взяли на тест гусеничный квадроцикл Yamaha Grizzly 700.
Тонкости переобувки
Когда мы приехали за мотовездеходом, он ждал в зимней «обуви» — гусеничной системе Tatou компании Comolast. Специалисты рассказали, что гусеницы поставляются в виде кита — нескольких коробок с деталями. Из них сначала собирают четыре гусеницы, а потом устанавливают их на место колес. В первый раз такая работа у двух человек займет около трех часов, но со временем ее длительность можно сократить вдвое.
Намного меньшее давление на опорную поверхность позволяет гусеничному квадроциклу не проваливаться. Но на рыхлом снегу надо быть осторожным: аппарат пару раз буксовал, хотя всегда выезжал сам.
За сравнительно непродолжительное время аппарат приобретает невероятно броский и солидный вид, а параллельно вырастает во всех трех измерениях. Это надо учитывать при транспортировке квадроцикла. Прибавка в ширине, например, чуть не разрушила наши планы проведения тест-драйва. Прицеп, в котором мы до этого перевозили разнообразные мотовездеходы и снегоходы, оказался недостаточно широким для гусеничного Grizzly. К счастью, погрузить его все-таки удалось — впритирку к бортам прицепа.
В движении «танк» почти так же устойчив как колесная версия — большая высота компенсируется возросшей шириной. Но крутить руль тяжелее.
Персональный танк
Мы на месте — неподалеку от одной из деревень Владимирской области. Местные жители здесь давно облюбовали квадроциклы и снегоходы, на которых ездят почти каждый день. Поэтому к предложению оценить гусеничный квадроцикл на практике отнеслись с живым интересом. Для сравнения с ним наши знакомые привезли несколько снегоходов и колесный квадроцикл, который каким-то чудом добрался до «базы» своим ходом. Сможет ли наш «персональный танк» составить им достойную конкуренцию? Колесному аппарату он, например, может проиграть в скорости. Установка гусениц снижает максимальную скорость примерно на 45% — с 80 до 48 км/ч. Куда более серьезным противником представляется снегоход. Эта машина специально создана для снега, как рыба для воды. Сможет ли наш универсальный аппарат доказать, что и он тоже имеет право на езду по снежным полям? Скоро мы это выясним.
Детская фантазия
Кто первым придумал оснащать квадроциклы гусеницами, сегодня уже никто не помнит. Однако известно, что американская компания Mattracks начала оснащать гусеницами внедорожники и квадроциклы еще в 1994 году. Основатель компании Глен Брэйзир говорит, что на этот вид бизнеса его вдохновил рисунок 11-летнего сына. Тот нарисовал грузовик с гусеницами вместо колес и спросил у отца, могут ли они вдвоем сделать что-то подобное?
В ходе теста мы опробовали гусеничную систему Tatou компании Camoplast. Эта канадская фирма с 1958 году занимается изготовлением гусениц для снегоходов. Причем, 90% снегоходов в мире оснащается гусеницами ее производство. Гусеницы для квадроциклов фирма начала выпускать сравнительно недавно, но исследованиями и испытаниями в этой области ее специалисты занимаются последние восемь лет.
А пока первые впечатления — яркие и позитивные. Наш знакомый на горном снегоходе провоцирует на соперничество. Он манит наш «танк» за собой, а сам подъезжает к небольшой, но страшно крутой снежной горке, разгоняется, залетает на горку и прыгает с нее. А вам слабо? Пути назад нет: я тоже разгоняюсь, въезжаю на склон и, к своему удивлению, осознаю, что для гусеничного квадроцикла преодоление 100%-го уклона — несложная задача. Теперь я уже работаю на имидж — заезжаю на горку без разбега. Снегоход, впрочем, не отстает — уверенно проделывает то же самое. Но пора приступать к основному сражению.
Снежный поединок
На стартовую линию выходят снегоход и квадроциклы — колесный и наш гусеничный. За счет более высокой посадки я свысока смотрю на остальных. Интересно, как долго это будет продолжаться? Дается отмашка — выжимаю газ и почти без «буксов» отправляюсь в путь. Быстрый снегоход сразу вырывается вперед, я занимаю срединное положение, а колесный квадроцикл проигрывает на старте. На снегу колеса проскальзывают, на них ехать сложнее, чем на гусеницах, и колесный аппарат никак не может за мной угнаться. Кроме того, он едет по колее снегохода, тогда как я волен выбирать более короткий путь.
Снегоход ускоряется до 60−70 км/ч, и расстояние между нами растет, но меня это не сильно угнетает: ехать на гусеничном квадроцикле со скоростью под 50 км/ч огромное удовольствие. Огорчает только то, что приходится следить за уровнем топлива в баке: полноприводная машина на гусеничном ходу прожорлива. Кроме того, ехать на такой скорости необходимо особенно осторожно: гусеничная машина дарит ощущение вседозволенности, оставаясь при этом довольно-таки щуплым аппаратом.
Колесный аппарат постоянно проваливался в снег, откуда его вызволяли снегоходами и гусеничным «братом».
За рулем гусеничной машины кажется, что нет ничего невозможного. Между тем надо быть особенно осторожным. Каждая гусеница весит примерно 24 кг — в четыре раза больше, чем колесо. При таких неподрессоренных массах любая неровность дороги заметно передается на саму машину. Но хуже другое — подвеска осталась прежней, рассчитанной на работу с колесами, так что любой удар, который придется на гусеницу, может стать фатальным для подвески.
И еще одно наблюдение: несмотря на наличие усилителя руля, поворачивать на гусеничном Grizzly нелегко. Это значит, что если гусеницы установить на мотовездеход без усилителя (а таких на рынке немало), то он сразу станет фитнес-тренажером для рук.
Но вот коллега машет мне, призывая вернуться назад. Как и ожидалось, в снегах застрял колесный квадроцикл. Для него снежное поле оказалось непроходимым препятствием. Снегоход же и гусеничный вездеход в плане проходимости чувствовали себя на равных, хотя первый, пожалуй, все-таки уверенней. Когда я забирался в места с глубоким рыхлым снегом и замедлял ход, аппарат проваливался, начинал буксовать, но включение пониженной передачи трансмиссии и заднего хода позволяло преодолеть препятствие. Причем квадроцикл одинаково уверенно шел и вперед и назад — так легче выбраться из ямы.
Перед снегоходом у гусеничного квадроцикла есть преимущество: на нем можно ездить не только по снегу, но и, например, по болотистой местности. Мы живо вспомнили случай, когда пару лет назад в трясине увяз наш колесный квадроцикл и нам стоило огромного труда его вытащить. Гусеничный аппарат в качестве буксира пришелся бы здесь как нельзя кстати.
Впрочем, покатавшись на гусеничном квадроцикле, большинство выносит вердикт: «Игрушка, причем довольно дорогая». Цена гусениц — $5000, к тому же стоит учитывать, что при применении гусеничной системы быстрее изнашивается подвеска аппарата. А значит, затраты на эксплуатацию квадроцикла обещают возрасти. «Танк выходного дня», как нам кажется, непременно понравится энтузиастам и миллионерам, а также тем, кому такая техника необходима для работы. А все остальные любители активного отдыха, скорее всего, будут по‑прежнему ездить на снегоходах зимой и на обычных квадроциклах — в остальные времена года…
Благодарим компанию «Тринити Моторс» за предоставленный на тест гусеничный мотовездеход
Обсудить 5