Танк армии Врангеля и Лунная миссия США: мнение читателей
Вопрос на засыпку
С интересом и удовольствием прочитываю ваш журнал «от корки до корки». Обратил внимание на статью «Мать всех танков» («ПМ» № 9'2016) о танке Первой мировой войны Mark. Вспомнился эпизод из детства. В начале 1950-х во дворе Харьковского исторического музея стоял ромбовидный корпус «раскуроченного» танка, явно времен Первой мировой и Гражданской войны в СССР. Из мальчишеского любопытства я облазил этого стального монстра, тем более что до этого облазил Т-34 и мог сравнить эти танки. Одно обстоятельство в чреве английского танка меня удивило, озадачило и запомнилось на всю жизнь: у места водителя я увидел ржавые ножные кандалы на короткой цепи, идущей от корпуса танка, по-видимому, ими приковывали механика-водителя. Позже я так и не нашел объяснения этому факту. Что это? «Ноу-хау» англичан или добавление русских «умельцев»?
Владимир Микитченко
ПМ: Танк Mark V (Mk V) Русской армии Врангеля (1919−1920), трофей РККА 1920 года с Каховского плацдарма, по-прежнему находится в Харькове и стоит за новым зданием Исторического музея, недалеко от Бурсацкого спуска. А вот есть ли у него внутри кандалы и каково их происхождение и предназначение, нам выяснить пока не удалось.
Скептика не переубедить
Я ваш постоянный подписчик и с огромным интересом читаю научные статьи о биологии, электронике, космосе и многом другом. Вам, конечно, известно, как разделяются мнения людей в вопросе о посещении Луны американскими астронавтами: верят, не верят, сомневаются. Я отношусь к первой группе. Но меня искренне удивляют люди, которые не доверяют даже посещению хранилища США, где находится лунный грунт. Скептики сомневаются абсолютно во всем, игнорируют разъяснения физиков по поводу теней, прыжков, лунной пыли и т. д. Изобретают варианты фальсифицирования, не верят никаким авторитетам.
Александр Юлегин, к. т. н.
ПМ: Вряд ли какие-либо разумные факты помогут вам переубедить сторонников «Лунного заговора». Это предмет догматической веры, а не обоснованного знания, подобно убежденности в том, что на долларах закодировано послание Сатаны или миром правят рептилоиды.
Письмо месяца
В сентябрьском номере журнала вы опубликовали статью о 100-летии танков, в которой упоминалось об использовании стальных колес на гидравлике для преодоления препятствий. Давно интересуюсь танками и историей их развития. Хочу заметить, что в первых конструкциях танков колеса использовались для облегчения поворота громоздкой машины на поле боя, так как конструкция и качество фрикционов оставляла желать лучшего. Повлияли также кораблестроители: двигатели внутреннего сгорания были позаимствованы у них, а это ДВС без «рубашки», то есть выхлопные газы и весь жар от его работы попадал внутрь боевого отделения танка. Вентиляция, отлично работавшая в машинном отделении корабля, не могла обеспечить хорошую атмосферу в танке. Работа у первых танкистов была по-настоящему адской. Обзор через смотровые щели был очень ограничен до изобретения триплексов, командир и мехвод носили специальную маску из кольчужной или просто металлической сетки. Ну тут рассказывать можно очень долго.
Андрей Николаевич Талащенко