Так кто из банков лучше открывает?

cover.jpg

Авторы: Наталья Стурза и Юлия Колчева — исследователи и проектировщики пользовательского опыта.

Поделиться

Открывали счета в 6-ти банках для UX-исследований внутренних интерфейсов: Росбанк, Модульбанк, Тинькофф, Промсвязьбанк, ВТБ, Райффайзенбанк. И решили поделиться опытом. Это не исследования с репрезентативной выборкой, а только единичный опыт. На тарифы мы не смотрели, брали минимальные. Эти 6 банков выбрали исходя из того, кто нам интересен.

Не брали тех, кто уже изучен вдоль и поперёк. Здесь нет Сбербанка и Альфабанка, потому что мы про них уже много знаем. Здесь нет Точки, потому что наши рабочие счета итак в Точке.

Предприниматели судят о банке по первому взаимодействию.

Чтобы понять как банк будет себя вести, решая нестандартные задачи, можно позвонить и задать очень узкий вопрос еще на этапе выбора. И тогда ты увидишь скорость решения, компетенции и количество перенаправлений между менеджерами.

Чтобы понять как и насколько продвинутым будет интернет-банк, достаточно приступить к процессу регистрации счета. Если есть огромная заявка, токены и только винда — будет плохо.

Параметры удобства, которые мы поняли уже после открытия счетов в банках. Именно они влияют на восприятие процесса и впечатление, которое создает банк о себе:

  • Сколько пришлось напрягаться: вызванивать, выспрашивать, пинать по задачам и срокам.
  • Сколько ждать: пока проверят заявку, пока позвонят с заявки. Скорость обработки задач.
  • Сколько раз нужно встретиться или приехать в офис банка.
  • Сколько времени уходит на встречу и насколько она приятна по эмоциональным ощущениям.
  • Форма на сайте: только заявка и обратный звонок или же бронь счета и получение реквизитов.
  • Умение работать с электронным архивом регистрации компании от налоговой.
  • ОС, токены, драйверы и вот это наследие.

По порядку опишем через сколько кругов пришлось пройти в каждом банке.

Модульбанк

2 рабочих дня, сразу резервируют счёт, 1 встреча на 30 минут, открыли по архиву, без токенов и на всех ОС.

Плюсы:

  • Быстро — открыли за два рабочих дня. В пятницу оставила заявку, а в понедельник открыли счет.
  • Модульбанк и Тинькофф — не просто заполняешь заявку на обратный звонок, а сразу бронируют счет. Реквизиты и интернет-банк можно использовать сразу. Оставляешь минимум данных и получаешь нормальный результат — забронированный счет, взаимодействуя только с сайтом. Никаких людей и звонков. Через три минуты уже забронирован счет, этот путь Модуль сопровождает смс-ками, статусами, сроками — это круто. Ты всегда знаешь на каком этапе находишься и на чьей стороне мяч.
  • Понравилось, что предлагали альтернативу: или ждите звонка или сделайте самостоятельно на сайте. Не пришлось ждать, пока перезвонят.

Минусы:

  • Приехать не захотели, назначили время и вызвали в коворкинг Арма. Это было удобно, потому что близко.
  • Встреча повлияла на целостное впечатление: некомфортно, неуютно, ждёшь очередь из таких же как ты. Даже если есть четко назначенное время. При этом слушаешь вопросы и ответы всех других предпринимателей. Когда делаешь это первый раз — накаляет. Как будто перед дверью на экзамен сидишь. Думаешь: «А на этот вопрос я не знаю как ответить. Мне не откроют счет?». И нервничаешь еще сильнее.
  • Сотрудник девушка была погружена в себя и проблемы, меланхолична и пренебрежительна: «Не выбрали тариф — ну так идите и выберите.»
  • Неприятно, что назначили четкое время, ты спешишь к нему, а потом сидишь в очереди.

Тинькофф банк

2 рабочих дня, сразу резервируют счёт, 1 встреча на 10 минут, открыли по архиву, без токенов и на всех ОС.

Плюсы:

  • 10 минут на встречу. Молодой человек хипстерской наружности пришел, попросил роспись, паспорт, сунул конверт сказал что всё там, что будет личный менеджер, который ответит на все вопросы и ушёл. Сложить впечатления за 10 минут не успеваешь. Но всё равно это плюс — быстро. И приехал он к нам в офис, что было комфортнее, чем куда-то ехать.
  • После заполнения заявки на сайте получаешь забронирован расчетный счёт.
  • Так же как в Модуле сопровождают по процессу статусами и состояниями.

Минусы:

  • На сайте довольно много информации, которая не нужна, но она стоит на пути к заявке. Хотят чтобы пользователь читал что такое овердрафт, разбирался в формах налогообложения, зарплатном проекте. Это путает и сбивает с цели.
  • После заполнения заявки сказали, что придёт СМС с паролем. Но она пришла не сразу, а только через 40 минут. А ждёшь её прямо сейчас, потому что готов продолжать процесс регистрации. И сколько ждать — не знаешь, потому что нигде не написано.
  • Дали корпоративную карту не спрашивая, просто по умолчанию. Так и не активировали её.
  • После этого появился личный менеджер, который звонил каждый день. Очень назойливо. Сначала спрашивал как дела, потом спрашивал когда у на счету начнут ходить деньги, потом уже продавал услуги. К 3-му разу недоумеваешь: «Какого хрена ты мне звонишь?»

ВТБ

7 дней, 2 встречи, счет не резервируют, открыли по распечатанному архиву электронных документов, OC Windows, без токена.

Минусы:

  • Тяжело найти форму заявки на сайте. И кажется, что тебя просто перекидывает с одной страницы на другую, водят кругами с одной формы на другую. Нажимаешь кнопку «открыть счет», а она ведет не на заявку, а на другую страницу с информацией. И так раз 5.
  • Когда наконец доходишь до заявки, оказывается, что это не заявка на бронирование счета, а форма на обратный звонок. Вводишь ИНН, но потом в процессе открытия его еще несколько раз просят.
  • Модульбанк и Тинькофф по каждому шагу присылают смс-ки и ты понимаешь что процесс идет. А тут тишина. Отправил заявку — ждешь. День-два ждёшь, потом начинаешь сам звонить. Интересно, а если б не позвонил, они б тоже не позвонили?
  • В ВТБ ездишь 2 раза. Всё что касается интернет-банка у них кривое старое и плохо работает. Только винда. Первая поездка — получаешь логин и пароль от ЛК как физлица, там надо выпустить сертификат. Вторая поездка — распечатать сертификат и документы, сдать их и оставить подписи. Далее — приехать домой, найти через Explorer архив. Создать аккаунт для организации c сертификатом, который выпустили после первой встречи.
  • На встрече менеджер писал и заполнял всё заново. Этапы с вводом документов и сканами никак не помогли ускорить. Это можно сделать без присутствия человека, не тратить столько времени.
  • Попросили распечатать электронный архив о регистрации ИП (которые приходят от налоговой на почту), без подписи и без печати — странно. Вызывает вопросы о профессионализме и адекватности.
  • У них новые тарифы, супер дорогие — просят на него подключиться и сразу написать заявление на автоматический перевод на самый дешевый через 2 месяца. Выглядит это как непонятная схема.

Плюсы:

  • Встреча. Хоть и пришлось ехать в офис, но тебя сажают в отдельный красивый кабинет. И время уделяют только тебе. Час сидишь и ничего не делаешь, а менеджер перепечатывает данные из документов. Хорошо, что не одним пальцем.
  • Менеджер милая и доброжелательная девушка. Личное общение на высоте.

Промсвязьбанк

7+14 дней, 2 встречи, счет не резервируют, открыли по электронному архиву, ограниченный функционал в вебе, есть ПО.

Минусы:

  • Пришлось звонить, не было понятно позвонят или нет. На сайте непонятно как открыть расчетный счет. В этот момент ещё не было документов по ИП и хотелось просто забронировать счет. Сказали, что так нельзя. А потом позвонили через минуту со словами: «Девушка, а что вы так резко положили трубку?». А мы не клали трубку, а узнав что так нельзя, попрощались. Дальше говорили много и непонятно.
  • На почту прислали анкету на 7 листов мелким шрифтом. С кучей непонятных слов. Для начинающего слишком сложные определения, не понятно как заполнить. Распечатать, от руки заполнить и в банк нести? К гигантской анкете есть гигантская инструкция о том как заполнять. Онлайн помощник по заполнению анкеты не работал 3 дня. В помощнике тоже были поля которые не понятно как заполнять. Инфы из Росстат к тому моменту еще не было, а это обязательные для заполнения поля.
  • Назначение встречи заняло недели 3. Не они тебе встречу назначают, а ты вызваниваешь и просишь назначить. Сложно дозвониться до нужного отдела, перекидывают друг на друга. Сами не перезванивали никогда, если обещали. Сложность в том, что они не понимают как открыть счет без оригиналов из налоговой, не понимают как работать с электронным архивом, поэтому и перекидывают.
  • На встречу к ним пришли уже после получения оригиналов о регистрации компании. Принесли все документы, всё что было у них на сайте, распечатали в 2-х экземплярах и сказали: «Вот, берите, делайте с ними всё что вам нужно». От такого подхода они впали в ступор — обычно они рассказывают предпринимателям что и как делать. В результате, загрузили все документы, распознали и через минуту это было в системе: «Ну у нас же автоматически распознается и подгружается». Зачем было мариновать 3 недели и заставлять анкету на 7 листов заполнять?
  • Попросили прийти 2-ой раз: распечатайте сертификат и после открытия счета принесите подписанный нам. Уломали принять его сразу. Они снова стояли в ступоре, водили глазами по стенам, но сделали.
  • Тарифы и комиссии — отдельная история. На встрече предложили завести кодовое слово «Чтобы решать вопросы удаленно». Стоит это 1000 рублей. То есть, через интернет-банк нельзя решать вопросы удаленно? Мы отказались, но в результате деньги в течение недели списали, без конкретной формулировки за что, это ещё выяснять пришлось.

Плюсы:

  • А их не нашлось. Может нам не повезло… А может так со всеми.

Росбанк

Счет не открыли, потратили 1,5 недели, 2 встречи, очереди по 2 часа, что такое электронная регистрация компании — не знают, токен и Windows

Минусы:

  • Просто отказались открывать счет по электронному архиву от налоговой. Сами им звонили раза 3. Они долго не понимали к кому нас таких отправить и как такое может быть: «А как это? А разве так можно? Налоговая вам прислала? Не может быть. Ну распечатайте и принесите в банк, я посмотрю.» Они не в курсе, что такие процессы существуют.
  • Распечатали, принесли. Они с шоком в глазах посмотрели: «Ну тут же нет подписи и печати?» Конечно, мы же говорили.
  • Попросили прислать архив с документами от налоговой на почту. Девушка протянула визитку. По привычке берешь визитку и суешь в карман. Она выпалила: «Перепишите почту на бумажку, а визитку отдайте.» Смешно вам? Бизнес-среда, говорите?
  • Второй раз приехали с документами из налоговой, с оригиналами. Ждали в очереди 2 часа. Полчаса длилась встреча, менеджер все это время бегала вокруг или параллельно консультировала других предпринимателей. Ощущение, что ты на приёме у врача и постоянно кто-то заходит только спросить. Просили наличные чтоб выдать ЭЦП. В конце-концов выдали конверт с токеном. На почту прислали огромную инструкцию (попроще чем в Промсвязьбанке). А потом попросили прийти ещё раз. Когда вспоминаешь ту атмосферу, идти туда не хочется. Поэтому мы посмотрели на интерфейс внутри и решили забить на это дело. Хватит, невозможно это.

Плюсы:

  • Сотрудники очень милые. Но бесполезные.

Райффайзенбанк

2 недели, 1–2 встречи, резервируют счет, открывают по электронному архиву, любая ОС

Минусы:

  • Заявка на сайте — большая анкета. Оказалось, что зря заполняли, потому что потом эти же данные просят еще 2 раза. После заполнения анкеты ждешь звонка. Долго не перезванивали, дня 3. Позвонили сами, написали в чат. Менеджеры задают одни и те же вопросы. Потеряли и не видят заявку, она не прошла в базу на звонок. Еще раз заполняли ту же анкету. Пообещали за 2 дня проверить и позвонить. Не позвонили.
  • Не выполняют обещаний. Обещают связаться, называют четкое время или промежуток, но ни разу не звонили. Приходится перезванивать на следующий день и объяснять еще раз трём менеджерам весь круг событий заново.
  • Оказалось, можно прийти в офис и без заявки и без звонка-записи. Но даже по записи, в офисе тебя никто не ждёт к назначенному времени. Странный офис — все кабинеты закрыты, не понятно куда идти. Долго ждали возле пустого кабинета.
  • Оказалось, что те 2 девушки, которые громче всех болтали и смеялись в холле, открывают счета. И они не сидели в том кабинете, а развлекали себя непринужденной беседой. Пол часа ждали, полчаса они щебетали. Только когда вслух на весь зал громко сказали: «Ну и где здесь открывают счета?», они встрепенулись.
  • Не было заполненных анкет, заполняли заново, третий раз! Девушки пытались продавать доп.услуги. Но вы же понимаете, что уже никак.
  • Говорили, что придется еще раз приехать, чтоб активировать и пользоваться ИБ и ПО. Но не пришлось, всё и так работало. И это оставило непонимание.

Плюсы:

  • Бронируют счет в тот же день после заполнения заявки.

Если распределять 6 банков по комфорту, скорости и эмоциям от процесса открытия счета, мы расставили их так:

Есть прямая зависимость: чем сложнее открытие счета, чем больше нервов тратишь на этом этапе, тем хуже будет обслуживаться, тем дольше будет решать задачи. А на восприятие и целостное впечатление сильно влияет эмоциональная составляющая. Если некомфортно и неуютно уже при открытии, то это первое впечатление будет сложно улучшить.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

©  vc.ru