Таймлайн: BoatPilot

Мобильная платформа, объединяющая навигационные, рекламные и коммуникационные сервисы для яхтсменов.

В избранное

В избранном

Запуск

Идея проекта BoatPilot родилась у одного из его основателей Дмитрия Донского буквально в море. В 2012 году он только-только получил свою новую яхту, заказанную в Германии, и должен был завести её в марину (стоянка для яхт — vc.ru) в сложных метеоусловиях, да ещё и ночью. Новейший навигатор от именитого производителя показывал данные, не соответствующие действительности (в первую очередь о маяках). Пришлось использовать бумажную карту.

Пытаясь разобраться в этом, Дмитрий изучил схемы работы всех основных производителей навигационных пакетов и был шокирован их отсталостью. Это нонсенс: управляя подержанным автомобилем за €5000, вы платите €100 за навигатор, близкий к совершенству. А управляя яхтой стоимостью €1,5 млн и больше, вы платите €5–20 тысяч за навигатор, несколько сотен евро — за обновление карт и получаете устаревшую информацию по принципу «as is».

Почему же у яхтенного рынка не было такого прогресса? Дело в том, что в море нет «дорог» в их общепринятом смысле и мало объектов, фиксируя которые, можно определить местоположение. Поэтому для навигации требуется особый вид оборудования — чартплоттер: многофункциональный дисплей с GPS и «зашитыми» картами.

Увы, эти карты в своё время были разработаны для танкеров и военных судов, интерфейс у них избыточный, многие функции частному сектору попросту не нужны или устарели, а их обновление происходит довольно медленно.

Безусловно, на рынке есть и несколько навигационных приложений для мобильных устройств, которые появились как альтернатива описанным выше программам. Но поскольку они были разработаны на основе тех самых «зашитых» программ, то унаследовали и лишние функции, и недостаточно оперативное обновление.

Кроме того, существующие на рынке навигационные сервисы несовместимы друг с другом и каждый раз требуют установки собственного ПО (порой это делается намеренно по причинам рыночной конкуренции).

В итоге производители навигаторов не имеют возможности выбора между поставщиками ПО для своих систем, рынок фактически монополизирован двумя-тремя компаниями, и на нём нет открытых универсальных решений. Подобное фактическое отсутствие конкуренции и отставание в развитии от современных требований рынка на 10–15 лет и стали причиной появления BoatPilot.

Продукт

В 2012 году началась разработка BoatPilot. В 2015 году запустили тестовую версию продукта, в июле 2017 года вышел BoatPilot для Android-устройств, и за следующие три месяца без какой-либо существенной маркетинговой поддержки более 35 тысяч пользователей скачали приложение.

Его аудитория стала самой быстрорастущей для приложений в сфере яхтинга. Осенью 2017 года появилась и MVP-версия для iOS, и на сегодняшний день с её учётом у проекта более 50 тысяч установок.

В 2016 году компания получила исключительное право бронирования более 13 тысяч частных и коммерческих яхт в Европе, в проект пришёл крупный частный инвестор. 2017 год стал рекордным: более 4700 яхт одновременно использовали BoatPilot для навигации.

Если учесть, что средняя цена за яхту составляет €250 тысяч, то получается, что молодому стартапу доверили ценного имущества более, чем на €1 млрд.

Команда

Практически все сотрудники в команде — не только специалисты в своей конкретной отрасли, но и профессиональные яхтсмены. Некоторые из них прошли по пять-десять тысяч миль по Средиземному морю и Атлантике.

Продвижение

Огромную роль в продвижении сыграло активное участие морского сообщества, ведь продукт бесплатен для яхтсменов. Вторая причина — яхтсменам был остро необходим максимально точный и подробный навигационный продукт.

В текущих решениях у пользователя далеко не всегда есть возможность внести свои дополнения и комментарии, а в BoatPilot пользователи сами дополняют навигационную базу данных комментариями, фотографиями, чартами, либо проверяют и подтверждают достоверность такого контента от другого пользователя.

Почему это важно? Каждый навигационный сезон появляются новые марины, маяки, стоянки, затопленные объекты и сопутствующие сервисы, но в базах данных эти изменения не появляются, так как никакой производитель карт не в состоянии справиться с этим самостоятельно и оперативно.

Для безопасной навигации крайне важно не только знать обо всех таких объектах, но и иметь их исчерпывающее описание. Намеченная для якорной стоянки бухта может преподнести немало сюрпризов — подводные течения, затопленные плавсредства и просто шум от дискотеки неподалёку.

Идея использовать возможности сообщества для совершенствования карт не нова, но мало кто пытался внедрить эту идею в морской навигации. Отдельные попытки не были успешны, так как были реализованы всего лишь в виде надстройки на существующие решения. Хотя особенная атмосфера и сплочённость моряков позволяла рассчитывать на большее. Для примера: активная аудитория яхтсменов в одной только Европе — более 36 млн человек.

Пользователи BoatPilot делают до 15 тысяч дополнений в месяц и уже создали подробную и точную карту Средиземного моря: например, отмечено более чем 3500 марин против 1800 у ближайших конкурентов. Сотни геопривязок благодаря участию комьюнити гораздо более точные, чем в картах, которые существуют десятилетия, к тому же у них есть подробное описание.

Монетизация

На рынке ещё и довольно низкий уровень развития маркетинговых инструментов для яхтенных сервисов. Практически единственным вменяемым инструментом продвижения были выставки.

Это решительно не подходило под логику работы круизного яхтинга, ведь в путешествии практически всегда нужен сервис или продукт «здесь и сейчас». А, например, для сервиса по починке парусов или прибрежного кафе из маленькой итальянской деревни выставка — совсем не вариант для продвижения.

Эта огромная армия небольших компаний, обслуживающих одну из самых дорогих индустрий, и подсказала модель монетизации. Проект сделал ставку на рекламном сервисе, где реклама показывается пассажирам яхты.

Рекламодатель может максимально точно сегментировать свою аудиторию — как по текущему географическому положению, так и по интересам и потребностям яхтсмена. Например, в BoatPilot даже знают, когда в моторе пора менять масло, и где ближайший порт с нужным сервисом.

Можно выбирать тип яхты и оборудования, количество пассажиров и так далее. Компания рассчитывает, что это позволит им к 2019 году занять 1,5% от рекламного рынка за счёт продажи гео-таргетированной рекламы.

Метрики в динамике

На сегодняшний день BoatPilot покрывает все европейские акватории и выходит на американский рынок. Офис разработки находится в России, представительства — в Черногории и Панаме, а сама компания зарегистрирована на Кипре.

Планы

Планы BoatPilot — выход на новые рынки, прежде всего — Карибы, обе Америки и Азиатско-Тихоокеанский регион. К 2019 году проект планирует занять 2,5% на рынке морской электронной картографии за счёт лицензирования чартов, и это вполне реально, учитывая, что игроков в этом сегменте пока не так много.

Общая доля восьми крупнейших компаний составляет 63%, при этом в решениях ключевой тройки игроков (Jeppesen, Transas Marine и Navionics) есть различные проблемы, например, в некоторых из них недостаточно развитая функциональность, отсутствие обновления в режиме реального времени, а также почти все они платные (или бесплатна только базовая модель).

Следующим шагом в развитии проекта станет появление в продуктовой линейке и аппаратных решений. Уже разработан модуль BoatGod для сбора и анализа навигационной информации, и начаты его поставки крупнейшим маринам и чартерным компаниям в Европе.

Это аналог «умного» дома для яхт. Модуль работает по стандарту NMEA, собирая и передавая через WiFi-сеть данные со всех бортовых систем (автопилот, сонар, мотор, освещение). Это служит двум целям: во-первых, для сбора данных о потребностях для рекламодателя (вот откуда известно о проблемах с мотором у яхты, необходимости дозаправиться или что-то починить).

Во-вторых, с устройств (например, сонара) автоматически агрегируется гео-информация для составления более точных чартов, и эти данные — также важная помощь сообщества. На ближайшее будущее запланировано создание BoatGod и для частных клиентов, что позволит им управлять системами яхты через мобильное устройство.

Поскольку пилот уже сейчас поддерживает режим дополнительной реальности, то второй важный запланированный продукт — это система навигации в режиме дополненной реальности с помощью AR-очков.

Она позволяет шкиперу не отвлекаться на приборы, но при этом постоянно наблюдать все показания, а также получать подсказки по необходимым действиям (фарватер, траектории заходов, знаки опасности, радиоканалы). Это особенно важно при ночной навигации или в сложных метеоусловиях.

Прогноз

#стартапы

©  vc.ru