Тачанка XXI века: бронеавтомобиль «Самум»
Полномасштабные войны, когда между собой сражаются многомиллионные армии, тысячи танков, самолетов и десятки тысяч орудий, похоже, безвозвратно уходят в прошлое. За последние десятилетия мир захлестнула волна локальных конфликтов, где с разной степенью успешности пришлось принять участие и российской армии. Из опыта этих войн стало ясно, что бронетанковая техника не всегда может эффективно решать некоторые задачи. Особенно в таких ситуациях, когда линия фронта отсутствует, а действия противоборствующих сторон больше всего напоминают лихие кавалерийские рейды времен Гражданской войны. Только вместо лошадей и тачанок используются автомобили, весьма нехитрым образом переоборудованные для ведения боевых действий. Чаще всего это пикапы, в кузовах которых устанавливается разнообразное вооружение, начиная от пулеметов и заканчивая минометами.
Несмотря на примитивность, у подобной техники есть ряд достоинств: высокая мобильность, дешевизна, возможность использования необученных кадров и отсутствие специализированного сервиса. Если бронетранспортером или БМП, не говоря уж о танке, в обязательном порядке должен управлять солдат с хотя бы небольшим опытом, то рулить пикапом может любой, и починить машину можно практически везде. В случае потери автомобиля пусть даже вместе с экипажем фатальным этот ущерб считаться не будет. Всегда нетрудно отыскать точно такой же пикап, оперативно установить в кузов пулемет, укомплектовать экипажем, и новая «тачанка» готова к бою.
Конструкторы Подольского электромеханического завода решили переосмыслить опыт локальных войн и предложить армии и спецподразделениям «тачанку» не кустарного, а заводского производства, созданную специально для участия в конфликтах типа сирийского. Так и родился «Самум» (по-арабски — знойный ветер) — «Сверхмобильная многоцелевая артиллерийская установка модернизированная» — король всех «тачанок».
В отличие от своих самопальных одноклассников, что в огромных количествах клепают умельцы в Сирии, Ираке и Ливии, «Самум» получил защищенную композитной броней кабину и бронестекла. Машина может воевать на тяжелом бездорожье, так как имеет не только систему полного привода, колеса от бронетранспортера и клиренс в полметра, но и пневмогидравлическую подвеску. Это вам не какой-нибудь нехитрый пикап с рессорной задней подвеской, который даже на легком бездорожье вытрясет всю душу из экипажа. Кроме того, «Самум» способен своими спаренными 23-мм пушками разнести в клочья не только любой «джихад-мобиль» на расстоянии более двух километров, но и поразить легкобронированную технику, а также сбивать вертолеты, беспилотники, уничтожать снайперов за укрытиями, операторов ПТУР и так далее. Машина снабжена оптико-электронной системой, позволяющей обнаруживать цели на дальности до восьми километров, причем в любое время дня и ночи.
«Самум» построен на базе бронеавтомобиля «Тигр», весит 6,5 тонны, может брать на борт груз массой до 1500 кг, его экипаж состоит из 2−3 человек, возимый боезапас составляет тысячу 23-мм снарядов, а 200-сильный ярославский дизель позволяет машине разогнаться на шоссе до 160 км/ч и проезжать до 1000 км без дозаправки. Спаренная 23-милимметровая артиллерийская установка может управляться вручную, в полуавтоматическом и полностью автоматическом режиме оператором из кабины. Это означает, что во время ведения огня экипаж защищен броней, что многократно повышает его выживаемость по сравнению с другими «тачанками», где водителя и стрелка не защищает практически ничего.
Несмотря на то, что по тактико-техническим характеристикам конкурентов у машины нет, конструкторы не собираются останавливаться на достигнутом и планируют дооснастить «Самум» переносным зенитным комплексом «Игла», а артиллерийский модуль сделать роботизированным. Разумеется, это ещё больше увеличит боевые возможности бронемобиля, но от этого машина рискует потерять один из главных плюсов «тачанок» — дешевизну. «Самум» и в нынешнем виде дешевым не назовешь, а установка дополнительного вооружения и электроники поднимет её цену до такого уровня, когда потенциальному заказчику целесообразней будет обратить внимание уже на бронетранспортер, который во всех отношениях выглядит предпочтительнее пусть и прогрессивного, но всё же пикапа.
В настоящее время твердых заказов на «Самум» нет, но интерес к этой машине могут проявить как российские, так и зарубежные заказчики. Хотя бы потому, что вооруженные этими супертачанками подразделения могут решать на порядок больше задач, чем с помощью самодельных «джихад-мобилей». Так как конфликт в Сирии далеко ещё не окончен, то нельзя исключать скорого появления «Самума» в этой арабской республике. Впрочем, помимо Сирии есть в мире немало и других горячих точек, где новейший российский артиллерийский бронеавтомобиль мог бы пройти «обкатку» в боевых условиях.