Суперпозиция Шнура — Лидер «Ленинграда» Сергей Шнуров транслирует свою философию и объясняет тексты песен через призму Инстаграма

ccedshnurov-philosophy-545c5c6b9eaa0.jpg

О творчестве и искусстве Когда я слышу вот это — «творчество от души», становится неловко. Вспоминаю разбитые руки знакомого скульптора и его уроки анатомии в Академии Художеств, свои изнурительные, до рваных мозолей, упражнения на гитаре, кровавые от долгих репетиций губы нашего трубача, споры чуть не до драк, как и что нужно играть. Звукача нашего вспоминаю с красными от компьютера глазами, техников, которые вообще не спят, приятеля художника с онемевшей от работы рукой. Много чего и кого вспоминаю. И хочется мне ответить так: «от души» люди только гадят.

Почти каждая рок-группа, а в особенности русская (в силу архаичного сознания) пытается создать не музыку, как вы наивно полагали, а секту. Задача секты привлечь как можно больше последователей. Тут не до музыки. Альбомы их, вроде «святых писаний», наполнены пространными высказываниями и глубокими смыслами. Записывают их с помощью «апостолов» — участников группы и единомышленников. Они составляют ядро секты. Но главное лицо здесь конечно солист. Он играет непростую роль «Просветлённого». Чем задумчивее и грустнее его физиономия, тем больше шансов на успех. Неопределенная тоска в текстах, бытовая возвышенность, неясность мысли — всё должно говорить нам о его тонкой душевной организации и избранности. Очень важны плакаты и постеры с изображением звезды. Они вроде икон висят в красном углу каждого адепта. Концерты, особенно отечественных исполнителей, в чистом виде богослужение с проповедью. Совместное пение фрагментов «священных писаний», в сопровождении «апостолов» и под предводительством «Просветлённого». Душеспасительные беседы в перерывах и слова любви в конце. Слёзы умиления на лицах прихожан. Утешьтесь, шоу продолжается.

Пару месяцев назад я дал послушать Дуне Смирновой наброски к будущему альбому. Последней заиграла песня «Похороны». Дуня послушала её раз, затем другой, потом третий. Мне уже надоело, а она все ставила и ставила песню. «Я сделаю клип», — потом сказала она. «В Аргентине есть невероятные танцоры, надо их снимать». Звучало это тогда как бред. Но она их привезла и сняла. Мы совершенно отдаём себе отчет в том, что это никому не нужно, кроме нас. Это не смешно, не остро, не про политику и не «позитивно». Но нам это нужно, чтобы окончательно не ***** [сойти с ума]. Мы сделали то, что должны были сделать. Должны друг другу. P.S. Да, это дорого и бессмысленно, как всё настоящее искусство.

Это фото было сделано в 1998 году. Первый московский концерт группы «Ленинград». Мы сыграли несколько песен перед великим «Аукцыоном» в ДК Горбунова. Характерный прикид солиста (меня) состоял из голубой майки с люрексом, блестящих штанов под кожу крокодила, чёрных очков (по-моему, Дизель). 1998 год, напомню, это год дефолта. Фамилия Собчак ассоциируется только с бывшим мэром Санкт-Петербурга. Слово гламур отсылает к глэм-року, указывая на эффектность, и ничего более. Через полгода «Ленинград» запишет альбом «Мат». Весь 1999 я выходил на сцену в зелёнорозовом женском платье. В нём, кстати, появился на нашем первом «Нашествии». Так что «странно» я одевался всегда. Просто многие составили свое представление обо мне по многочисленным телевизионным пародиям. Тельник, пиво, адидас. Спешу разочаровать.

ccedshnurov-philosophy-545c4a136baab.jpg

Что такое песня? Появившись как ритуальное «народное» мычание, песня, мутируя и видоизменяясь, дошла до наших дней. Сама по себе песня, по природе своей, явление социальное, и характер её во многом зависит от устройства среды. В XX веке победившего гуманизма и как следствие индивидуализма появился человек с гитарой. Воплощённая индивидуальность. Рок, а в последствии хип-хоп и поп, возможны только в сопровождении «прав человека», «свободы слова» и других «норм» индивидуалисткой цивилизации. В XXI веке гуманизм потеряв жизненную силу, стал во многом пустой доктриной, правилом без основания. Появление соцсетей, набирающий силу религиозный фундаментализм, индивидуальное отчуждение, многочисленные факторы влияют на песню, понижая значимость и важность любого индивидуального всплеска. Песня меняется и точно будет другой. Время рок-героев и поп-звёзд подходит к концу. Наслаждайтесь.

Каждый наш концерт, начиная с первого в 1997 году и заканчивая последними в году 2014, сопровождался немногочисленными, но громкими воплями: «Почему так дорого? Вы ****** [оборзели]». Я было думал, что азы экономики в нашем диком капиталистическом мире уже знает каждый школьник. Нет. Не знает. Так вот. Цену формирует спрос. Ни злой дядя, ни ******** [офигевший] Шнур, ни жадные музыканты при всей своей алчности повлиять на цену не могут. Её можно, конечно, выдумать от балды, но долго она не продержится. Мерзкий рынок будет давить на неё и заставлять искать реальность. Вот и все. Ничего личного, чистая экономика.

У русского художника есть два пути, и оба они ведут в тупик. Первый — ориентированный на «запад», (увлечение востоком тоже западная мода). Второй — почвеннический с ориентацией на местные «древности». Люди, исповедующие эти два направления движения мысли, условно именуются «западниками» и «славянофилами». В массовой культуре сегодня ярче всего они проявляют себя в поп музыке. Есть группы и певцы нарочито окающие, с архаизмами и «народным» звучанием. В противовес им выступают англопоющие с «фирменным» саундом. Присмотревшись, можно увидеть в них одно общее. Они не актуальны в широком смысле. Общий посыл их не про здесь и не про сейчас, а скорее про нигде и никогда. Идя по одному из этих очень русских путей, художник вылетает из местного контекста. Русское — это не западники и славянофилы, а как в электросварке: искра которая пробегает между двумя этими полюсами.

Всякий художник живёт в определённом времени, как и время живет в нем. Кому-то выдали мрамор и эпоху Возрождения, а кому-то фломастеры и *** знает что, суть от этого не меняется. Большому художнику удаётся впитать время, смешать его со своей кровью и выдать пространственно-временной концентрат, способный ловить блики вечности. Искусство — это квинтэссенция эпохи, её суть и в тоже время её основание. Вне понимания течения Истории искусство невозможно. Ощущение линейности, неповторимости времени, и представление о вечности, а не тяга к красиво-прекрасному, как у нас теперь принято считать, рождает феномен искусства.

О русской философии Все главные русские вопросы — риторические. Они не ждут и не предполагают ответов. ***** [Зачем]? **** [Чего]? Че ***? Какого ***? Вопросы эти могут быть конечно адресованы к конкретному лицу. Но они не частные. Субъект вопрошающий видит другого как частицу мироздания, можно сказать даже как делегата бытия. Через него он пытается докричаться до «небес». Дух вопрошающего в смятении, проще сказать в непонятках. Зачем это всё? За что? Делегат бытия чаще всего отвечает молчанием или посылает на ***, что в данном случае одно и тоже. Вопрошающий, выпустив пар, успокаивается до следующего экзистенциального срыва. Парадокс в том, что и делегат, и вопрошающий чаще всего — одно лицо. В сознании русского человека наиболее остро происходит встреча бесконечной вселенной с пониманием конечности всего. Космический порядок, увидев свое отражение, вдруг осознает свою хаотичную сущность. Ну как тут не пить?

Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твоё достоянье на все времена! © Как всякий полу-опальный поэт, я решил заняться переводами. С русского на эмодзироссийский язык будущего. Начал с последней версии гимна С. Михалкова. Понял, что одного четверостишия в будущем будет необходимо и достаточно, чтобы выразить всё. А вы чем там занимаетесь в союзе писателей и министерстве культуры? Всё советско-немецкой романтикой и побочным военно-спортивным «православием» переболеть не можете? Выздоравливайте. Вчера уже прошло, да и сегодня закончилось.

ccedshnurov-philosophy-545c450873c9d.jpg

Был у меня приятель один. Хороший человек, но сволочь. Жил он с мамой, на её же деньги. Дома у него была большая коллекция музыки. Да, в те времена музыку собирали. Домой он водил всякую шваль типа меня. Пьянки, гулянки, драки и менты. Жил широко, но не на свои. Соседи и мать его вешались. ************ [Напившись], любил он Родину любить. «Я», — говорил, — «за Россию, *****, и умереть могу! Жизнь отдам! Что, сука? Не веришь?», — он находил в компании мнимого оппонента и начинал его ******* [бить]. Сам он здоровый был. Так ведь и отдал он жизнь за Родину, как предрекал. Убили его в пьяной драке на детской площадке рядом с домом.

Если меня когда-нибудь спросят, что я сделал для русской культуры, по-серьёзному, без шуток, я скажу, что вернул ей страсть. То самое дионисийское начало, которое у нас предпочитают не видеть и замалчивать. Любовную горячку, алкогольное безумие, похотливую ярость я живописал в своих крикопеснях. Те вулканические эмоции, без которых нет и не бывает человека сложного, стихийного. Недаром многие воспринимают меня как вечно пьяного балагура. Дионис, а в римской традиции Вакх, бог вина, плодородия и экстаза. Из диких дионисийских культов сложилась трагедия и понимание непонимания «законов» жизни. Страсти и демоны есть в каждом, и говорить, что их нет или что они уснули навечно — лицемерие и ложь. Новая пост-религиозная религия «мимими» глянцует человека, закатывая его под плёнку личин и приличий. Но там, под тонким слоем глянца, как в парнике, размножаются и растут его демоны. Часто плёнка рвется, но об этом уже лучше меня рассказывают в телевизионных новостях.

Время от времени я пересматриваю классические советские «Песни года», чтобы помнить генеалогию современного абсурда и стряхнуть с себя ностальгический морок. «Песня года», если кто не в курсе, была главной музыкальной программой Советского Союза. Самые выдающиеся официальные певцы, певицы и песни. На днях посмотрел программу 86-го года. Основные темы: ушедшая юность и борьба за мир. Любовь к детям и всему живому вплетена в большой посыл «нет войне». Из общего ряда сильно выпадет Пугачёва со своим мещанским счастьем: «Мама, дочка, ты и я». Что-то простое и настоящее. Показали её номер ближе к концу программы, как нечто необязательное. Мещанство, как мировоззрение, у нас вообще всегда в загоне. Плохо хотеть просто жить хорошо. Я не об избыточном гламуре, а скорее об опрятной старости. Мелко. Чужие дети, а не свои, непокорённый космос, а не засранный лес, ******** [охреневшие] пиндосы, а не собственное свинство, вселенская несправедливость, а не грязный подъезд, как беспокоили, так и беспокоят сердца общественников. Хотел написать «умы», но передумал.

Жить стало проще, жить стало веселей. Весь огромный спектр человеческих эмоций и переживаний сузился до двух красок. Позитивно и негативно. Плюс и минус как у батарейки. Позитивно — весело, красиво, вкусно, занимательно, прикольно в общем — комфортно (тоже модное словечко). Негативно всё остальное. Прекрасно простой новый мир. «Побольше позитива!» — требуют его обитатели. Придурковатая весёлость стала признаком хорошего тона и так называемой позитивной энергетики. (Я всегда думал, что энергетика это отрасль, а то что имеют ввиду — энергия, но энергия, видимо, слишком простое слово для позитивных людей) Всепроникающий КВН стал новой идеологией страны. Если ничего нельзя изменить, то нужно все осмеять. Небывалая лёгкость позитивных людей вызывает приступы агрессии у людей негативных. Они просты как и позитивные. Только свой позитив они черпают в негативе. Во всей этой схеме нет места людям сложным, с полутонами. Их просто автоматом причисляют к негативным, поскольку позитивными их не назовёшь. Будь проще. Хотя проще уже некуда.

Россия страна не текста, а контекста. Не даром в Русской Православной Церкви многие прихожане прекрасно ориентируются в Предании, и лишь немногие читают Писание. Русская философия выглядит недоразумением именно из-за того, что не текст, а контекст здесь правит умами. Текст сам по себе вне контекста не ценен. Вопрос «как», а не «что» — основной. Как ты? Даже в бытовом приветствии присутствует это положение. Мат, оперируя небольшим количеством слов, богат как раз контекстами и интонациями. Не «что», а «как» сказано или написано здесь важно. Вся либеральная мысль вязнет именно из-за фундаментального непонимания страны. Являясь частью европейского мышления, либерализм ставит вопрос «Что? Что делать?», который не является центральным в России. Евтушенко почувствовал это превосходство контекста, имея ввиду совершенно другое, отозвался стоками. Поэт в России — больше, чем поэт. Это «Больше чем поэт», больше самой поэзии, больше поэта, больше всего. Как?

ccedshnurov-philosophy-545c59ec2fa3b.jpg

О взглядах на жизнь Советчики попёрли изо всех щелей. «Делай так, делай сяк, а так не делай». Как же я без вас-то жил, ума не приложу? И главное, все люди состоявшиеся, в спортивных костюмах большинство, советы дают, видимо, как стать таким же как они — ********* [замечательными]. Добра же желают. Прислушаться что ли? И зажить увлекательной жизнью ********* [замечательного] человека с понятными понятиями. Но, боюсь, не получится у меня. Сорвусь. Бес перемен смутит мой и без того мутный ум. Захочу чего-нибудь этакого, и ****** [хана] моей карьере ********* [замечательного] человека. Придется дальше влачить свое жалкое существование… Пропащий я… Эх…

Пишут почему-то мне: «Ты стареешь». Вроде бы естественный процесс, самый обыкновенный, но кого-то он удивляет и даже огорчает как-будто. Странно, но про то что у меня два уха и нос никто не сожалеет и не пишет. Это тоже обыкновенно и вроде как почти у всех есть. Я может быть вас удивлю, но все люди смертны и подвержены старению, как ни странно, даже я. Или то, что я сплю, ем, сморкаюсь, болею, сру, и ногти у меня растут, и волосы, тоже должно удивлять и печалить? Это очевидно, и констатировать, мне кажется, излишне. Я же не пишу под чьей-нибудь глупостью «Вы дебил», потому что это как и старение — дело непоправимое и самое обыкновенное.

Я люблю делать то, что нельзя. Не то чтобы я специально это стараюсь. Так само как-то выходит. Запрещают мое любимое. Вчера еще было можно, а сегодня-с — ****** [фигушки], никак не можно. Ради моего же удовольствия, говорят, запрещают, как будто. Заботу проявляют-с. Я помню, ещё как помню, те времена, когда в самолетах курили, ещё как-с, курили, и не только. Да и вообще, несмотря на курение, воздуха как-то побольше что ли было. А сейчас что-с? А вот что! Вроде и не курят, а дышать нечем.

Вчера я не пил, да и сегодня тоже не пил. Даже от пива отказался. Вот вы спросите меня: «Как так? Почему это ты трезвый ходишь второй день?» Отвечу вам: потому как не хочу. Да и икры вчера не ел по той же самой причине. Нет, нет я не заболел, чувствую себя великолепно. Просто не хочу. Но, вижу, вам не понять. Чего это я не хочу того, что все даже очень хотят и возжелают? ********* [Выделываюсь], подумаете. Ан нет, не ********* [выделываюсь], а просто не хочу. Я же вас, предположим, не спрашиваю, чего это вы Шестова давеча не читали, как я. Может не хотели. Да и нет такого вопроса к вам у меня. Не читали и не читали. Какое моё дело? Да и вам дела до того, пил я или не пил, быть не должно. Однако ж есть.

ccedshnurov-philosophy-545c5a0bba8d6.jpg

Мне скучно не бывает. Нигде и никогда. Даже сопровождая жену в качестве носильщика-консультанта, я нахожу миллион интересных странностей. Женские модные магазины вдохновляют не хуже рыбалки, дачи и кабака. Я видел в них триумфы и падения, разочарования и восторг, красоту и мерзость. Амплитуды чувств и эмоций вполне сравнимы с футбольно-стадионными. Нужно только присмотреться. Свежие коллекции, как молодые любовники, зовут дам в рискованное и неоднозначное. Старые, прошло-сезонные, как брошенные мужья, пылятся на полках и скоро будут отданы кому-то за бесценок. Большой, удивительный и абсолютно не мужской мир. Там я подглядываю и нахожу сюжеты. Скучно не бывает. Вот хотя бы вчерашняя сцена. Дама лет сорока, полная, с начёсом на голове, выходит из примерочной. На ней красное платье. Оно явно ей мало. Ткань напряжена, мадам тоже. «Толик, как тебе?» — обращается она, видимо, к мужу. Толик сидит на диване вполоборота. Небольшой живот, бархатный пиджак. Смотрит в телефон. «Ну?» — требует реакции жена.»****** [Отлично]», — говорит Толик, не отрываясь от телефона. «Да, мне тоже нравится», — успокаивается дама. Просто песня.

Я не тот, да и не этот. Всегда. И для этих и для тех. Я не тот. Вон те, их много, да и этих тоже ***** [немало]. «Ты кто? Тот или этот?» — задают вопросы то те, то эти. — «Не определился? Все уже, а ты нет? Нехорошо! Надо! Ты не тот, так давай к этим, пока эти еще не те». Противостояние тех и этих занимает у них всю жизнь. Эти клянут тех, за то что они те, а те ненавидят этих по аналогичной причине. А я, как был не тем, так и остаюсь не этим.

Сейчас принято рассуждать обо всём. Не иметь своего мнения по поводу всего как-то даже неприлично. Глобальная политика, движение мировых капиталов, конфликт цивилизаций. Чем человек меньше имеет отношения к той или иной области, тем он больше в ней смыслит. Артисты высказываются по поводу военных стратегий, режиссёры великолепно разбираются в экономике, певцы вообще знают всё. Но главные мозги этого мира скрываются под вымышленными именами в интернете. Эти «собственные мнения», как правило, не касаются непосредственно профессиональной деятельности субъектов. Сантехники не пишут и всё реже говорят о сантехнике, режиссёры — о фильмах, музыканты — о музыке. Порой кажется, что о своих профессиональных делах люди вообще перестали думать ввиду отсутствия времени и желания. Когда, да и зачем отвлекаться на такие мелочи, ведь нужно успеть составить и донести миру «своё мнение» обо всём. P.S. У меня нет мнения по многим вопросам. По некоторым из них я его не намнил, а по большинству и не собираюсь.

Сделать человека счастливым очень просто. Вот, предположим, есть у него машина, украли её, горюет человек. А потом полиция машину нашла, что, конечно, чудо. Человек счастлив. Или поставили ему диагноз страшный, а он не подтвердился. Опять счастье. Или вот паспорт потерял. Везде посмотрел — нет его. Расстроился человек. И вдруг в пиджаке случайно нашел. Хей! Опа! Счастье-то какое. В общем, чтобы сделать человека счастливым, нужно сделать ему плохо, а потом вернуть всё как было. И будет ему счастье.

О мужчинах и женщинах Почему меня женщины любят? Потому что я их так люблю! Перефразируя Белинского (у него речь о театре): «Любите ли вы женщин так, как я люблю их, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением?» Любая дама сложнее и интересней любого театра. В театр я не хожу. Разве что только с дамой.

Брак «по расчёту» у нас осуждают. Мол, там где должны парить амуры, ползает корысть и умысел, унижая светлые чувства. Предпочтительнее у нас брак без расчёта. Но многие женщины чувствуют слабости и сложности таких бескорыстных отношений. Будущие матери на уровне инстинктов выбирают комфортные условия для своего потомства. Обеспеченный самец с большей степенью вероятности «прокормит» и самку и её отпрысков, чем самец без материального достатка. Вот и весь расчёт. Инстинкт сохранения потомства — главный движитель браков «по расчету». Браки «по любви» опираются во многом на внешнюю симпатию (о духовной в наше время говорить смешно). Принцип тоже вполне себе животный. Здоровые и сильные особи скрещиваются с себе равными, чтобы родить здоровое и красивое потомство. В обоих случаях биологически оправданное поведение. Амурам здесь не место.

ccedshnurov-philosophy-545c5a9c94fed.jpg

Ну вот и пришло время поговорить о самом главном и волнующем. Моя заметка о больших животах. Все знают что у мужчин три стадии опузения. 1. Не видно как висит. 2. Не видно как стоит. 3. Не видно кто сосёт. Третья стадия самая интересная. Она позволяет быть практически независимым и неразборчивым. Я вот подумал, может быть, пузо — это некий психофизический барьер, который вырастает с возрастом, для того чтобы хоть как-то отгородиться и уже не видеть лица надоевших и некрасивых жён. И еще один немаловажный аспект третьей стадии опузения. При третьей стадии уже не видно как не стоит.

О спорте Я давний и последовательный противник «олимпийского» движения, как Римский император Феодосий Великий, в IV веке накрывший медным тазом Олимпийских Богов, ну и все с ними связанные «движения». Между прочим, Феодосий канонизирован православной церковью в лике святого. Написав, почему-то вспомнил освященных Чебурашек, ну да я не об этом. В конце XIX века таз медный приоткрыли, движение выпустили, Богов оставили. И потихоньку людям стали втюхивать спорт. Но не тот, что у них уже был, а серьезный, с достижениями, «настоящий». В Энциклопедии Брокгауза и Ефрона конца XIX — начала XX века спорт еще не «олимпийский», а вполне себе человеческий: «Спортом называются всякие вообще занятия, имеющие целью удовольствие или увеселение, но отнюдь не выгоду». Удовольствие и увеселение! При таком понимании спорта, современные спортсмены не спортсмены вовсе, а что-то совсем противоположное. Алкаши в моём дворе ведут более спортивный образ жизни. Да и я, что греха таить. Не будь этого дурацкого «олимпийского» движения с его подменами понятий, глядишь и я бы в спортсменах числился, да и все мои дружки. А так…

Странное состояние — болельщик. Раньше я в нём бывал довольно часто, сейчас наблюдаю со стороны. В пивнушках и ресторанах, в шавермах и шалманах обязательно стоят экраны. От телевизора уже не скрыться даже в рюмочной. В дни матчей во всех заведениях скапливаются полные люди в вязаных и разноцветных шарфах. Они что-то кричат телевизору. Тычут в него кулаками. Матерят его и хвалят. Ролевая игра с полным погружением. Так ведут себя дети во время кукольного спектакля, вступаясь всем хором за тряпичного зайчика. «Волк, уходи!» — искренно кричат детишки в драматический момент. Взрослые кричат другое, но суть та же. Детская психология проявляется и в многочисленных обзывалках противников своей команды. «Какашки вонючие», — сказали бы дети. Взрослые изобретательней, но суть та же. Мужской инфантилизм проявляет себя и во многих других «увлечениях». «Будь мужиком!» — кричат мужики, и ведут себя как дети.

О смысле песен Откликаясь на просьбы разобрать какое-нибудь своё сочинение, решил взять песню «Дорожная». Она характерная, жанровая и сложно-простая. Всё как я люблю. «Я куплю себе змею или черепаху», — начинает вопить солист, отсылая нас к известной притче. Многие её трактуют как притчу о женской дружбе. Змея и черепаха в данном случае олицетворяют гипотетических дам. Примечательно, что герой песни думает именно купить, а не завести этих животных. Тем самым он намекает нам на то, что отношения между полами в его мировоззрении — сделка, предмет торгов. «А тебя я не люблю. Ехай! Ехай на ***!» — так заканчивается первый куплет. Корреляция «куплю-люблю» неслучайна. Она усиливает меркантильную составляющую творящегося абсурда. И здесь ошарашивает просторечие «ехай». В нем происходит раскрытие героя. Он оказывается Зощенским обывателем. Простым и от этого сложным. Переполненным избыточной простотой. «Ехай на ***» добивает слушателя. Это звучит как заклинание. Русская абракадабра на все случаи жизни…

[embedded content]

Ехай на ***! Навсегда! «Навсегда» я вставил в текст, поскольку нет со времен Битлз песни про любовь без этого слова. Если «любовь» в песне есть какая-никакая, то и «навсегда» быть должно. Закон жанра. «Лучше отсидеть на зоне» — в этих строчках герой возвышается над мирской, формальной свободой, противопоставляя ей внутреннюю. «Можно и пятнаху» — намекает нам на возможность убийства бывшей дамы сердца. Причём убийства умышленного с отягчающими. 15 просто так не дадут. «Чем с тобою фармазонить» —, а вот это слово очень интересное. «Фармазон» — исковерканное франкмасон, употреблялось в значении вольнодумец, безбожник, нигилист. Потом странным образом перекочевало в криминальный жаргон и стало обозначать торговца краденым. По большому счету, многие из нас подходят под эти два определения. Фармазоним по-чутка, что уж скрывать. Но наш герой вырывается из порочного круга всеобщего фармазонства. Таков накал страстей. «Ехай» — он, можно сказать, адресует и себе.

В своей последней заметке о песне «Дорожная» многое хочу сказать, поэтому путано. «Раньше жил и не тужил» — так начитается третий куплет. Главное и узловое слово здесь «раньше». Все мы так или иначе живем этими воспоминаниями о неком прекрасном «раньше». Раньше всегда лучше. Раньше и тужилось как-то без натуги. А сейчас? С тобой? В этих обстоятельствах? «Дал маху» — мимо цели, мимо жизни, вообще мимо. «Лучше б с черепахой жил» — на моей памяти, единственный случай в европейской культуре, когда человек вступает в какое-то взаимодействие с черепахой, это апория Зенона. В ней быстроногий Ахиллес никак не может догнать черепаху. И у меня нет сомнений, что речь в моём тексте идет именно о той самой Зеноновой черепахе. Черепаха в песне из возможной становится недостижимой. Рушатся как несостоявшееся будущее, так и наступившее настоящее. Остается только призрачное и невозвратное «раньше». Да и его нет. Человек остается ни с чем. Нигде. Ничто. Пограничное состояние, как писали экзистенциалисты. Пауза. Затем неспешно из тишины на ощупь возрождается песня. «Ееееехай на ***» — приводит в движение весь мир с черепахами, змеями, фармазонами, героями и подругами. Карусель жизни заскрипела и поехала. Быстрей, быстрей, ещё, ещё, ещё. Вселенский аттракцион продолжает свою работу! «Ехайна***!» — в эсхатологическом восторге орут пассажиры, двигаясь по кругу. Центробежные силы выбрасывают их по одному и пачками. «Дорожная» оказывается не путеводной, а неизбежной. P.S. Я не претендую на верность и точность вышеизложенного. Разве что, я более-менее правдиво показал запчасти, из которых собрана эта штуковина. Но как она работает у каждого из вас, какими шестерёнками, я не знаю, да и не замахиваюсь. Маху могу дать.

Кто стрелял из винтовки по далёким целям, знают, что нужно прицеливаться чуть выше мишени. Даже на летящую пулю действует сила притяжения. Что уж говорить об идеях. В 2000 году, задумывая альбом «Трех дебилов» (филиал группы «Ленинград»), я пытался сделать сложную (как жизнь) смысловую конструкцию, с большим полем интерпретаций. Множество взаимоисключающих цитат и ссылок как капканы были расставлены мной. Вершиной всей этой махины должно было стать название альбома: «Made in Жопа». Прямая ссылка на великий живой альбом классиков хард-рока Deep Purple «Made in Japan» 1972 года. Ни один критик не увидел этой нехитрой игры. Да и от слушателей я слышал только: «О! Жопа! Класс!». Так вот, идеи чуть выше общего культурного уровня чаще попадают в цель, а слишком высокие, тяжёлые или низкие летят в пустоту. В жопу. На фото, как ни странно, мои колени.

ccedshnurov-philosophy-545c5197e9b92.jpgКолени Шнурова

Точнее чем Макс Корж и не сформулируешь и не передашь дух времени. «Я выбираю жить в кайф». Вот он, транспарант настоящего. Вот он, единогласный выбор большинства. Великое и не такое простое, как кажется, изречение. В первых двух словах — «я выбираю» — автор сообщает нам о том, что в современном мире «выбор» стал символом Свободы. Имея возможность выбирать пиво, одежду, машину, президента, ****** [шлюх], квартиру, ту или иную модель поведения, человек мыслит себя свободным. Но Макс идет дальше: «Я выбираю жить». В этом выражении он, как «свободный» человек, побеждает судьбу и смерть. Отныне ни какие Мойры, ни Предопределение не властны над ним. Он сам плетёт свою судьбу. Слово «кайф» произошло от арабского слова «кэйф» — время приятного безделья, удовольствия. Таким образом, в формуле Коржа присутствуют даже мультикультурные отзвуки глобализации. «Жить в кайф» — это смачный постгуманизм, доктрина, находящаяся за пределами человеческого добра и зла. Кайф не знает пощады, жалости и сострадания. Кайф — это цель, смысл и оправдание всего. Ницше ***** [тронулся] бы.

О русском мате и лингвистике Замечательное словечко — **** [что]. Маленькое, скользкое и колючее, как рыба ёрш. Вроде бы и не такое важное это слово, да и не слово вовсе, а какая-то вопросительная частица, а без неё жизнь не проживешь. **** [Что] толку от этого »****» [что]? А есть. В общеупотребительном смысле »****» [что] заменяет и эмоционально усиливает «что». [Что] надо, [что] пришёл, [что] смотришь? Но всё коварство этой маленькой частицы в том, что она в себе содержит еще и вопрос «зачем». Что и зачем? Зачем и что? Лезут отовсюду, толкаются, пялятся, комментируют, стоят на светофорах, дышат в затылок, воняют, выражают, тыкают… **** [Что-о-о]?!!! Разносится над страной. **** [Что-о-о-о-о]?!!! Знать все мы хотим, что всем им от каждого из нас нужно!

Вот какой мне прок от слова «лизинг». Звучит, между прочим, не лучше залупы. Лизинг — это аренда с правом выкупа. Я бы сказал — сдача внаём. А вот если, предположим, съёмщик оплату задерживает месяц, два, полгода. Тогда что? Лизинг, петтинг, трансакционные издержки. Нет, эти слова не помогут. И вот стоишь ты как немой пред этой сволочью, как вдруг из подсознания (так назвал бы это место Фрейд) начнут поступать сигналы. Короткие как приказы. Какого ***? *****! ** твое! И оживёт диалог, и дело скорей всего двинется. Съёмщик как будто ждал этих слов. Засуетится, глазки забегают, соображать начнет. А от слова лизинг прока никакого, только смущение умов одно.

Очевидности — это самое загадочное. Вот слово залупа — плохое, а квинтэссенция — хорошее. Почему? Непонятно. Залупа вроде даже не мат, не сатанинское заклинание, не дьявольский язык. Вредоносность мата так и объясняют в образованных кругах — тёмной силой слова. Да чёрт с ним, с матом. Безобиднейшее слово, с точки зрения просвещенной инквизиции — залупа. Но, нет. Порченое. Почему? Нет ответа. А вот квинтэссенция — словечко точно запятнанное. Алхимическое. Колдовское. Пятый элемент. Почему оно в законе? Почему просвещенная общественность не бьёт в набат? Употребляют правда его, словечко это, нечасто, за ненадобностью. Ну и зачем, спрашиваю нам эта квинтэссенция? Где она в быту проявляет себя? Залупа — другое дело. Её много где есть.

Что такое ******* [фигня]? Универсальный заменитель пренебрежительного названия любого объекта — отвечает нам Викисловарь. Это слово знают все. Даже те, кто его ни разу не произносил, прекрасно понимают его неизмеримую многозначность. Понятие »*******» [фигня] прошито в каждом из нас и исподволь влияет на мировоззрение. «Видишь вон ту ******* [фигню]?» — может сказать старший научный сотрудник обсерватории младшему, указывая на скопление звёзд. И все понимают, о чём идет речь. Русский человек может назвать ******** [фигнёй] всё — от гаечного ключа до собственной жизни. В зависимости от контекста пренебрежительная составляющая ******* [фигни] варьируется от нуля до бесконечности. Универсальность же его не знает пределов. ******* [Фигня], как и многие другие матерные универсумы — это высшая степень абстракции, с которой у нас знаком каждый школьник. Абстрактному мышлению мы не учимся, мы его впитываем во дворах и на детских площадках. В конкретном мышлении мы, правда, не сильны. Но эта слабость с лихвой компенсируется невероятной комбинаторностью мышления, вытекающей как раз из способности к абстракции. Вот наша национальная особенность, она же идея, она же цель. В ней наша сила, в ней наша слабость. ******* [Фигня].

Размышляя вчера о ******* [фигне], пришёл для себя к неожиданному выводу. Кроме абстрактного понятия,  ******* [фигня] намекает нам на непознаваемость мира. Грубо и с натяжками, но можно сказать что в этом слове квинтэссенция «Критики Чистого Разума» Иммануила Канта, который в свою очередь случайно и ненадолго, но был русским подданным. Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства. Это был его «докритический» период. Непосредственное и вынужденное общение с русскими не подлежит сомнению (переписка с Елизаветой). Сдается мне, что Кантовская «вещь в себе» не что иное как наша русская ******* [фигня]. Похоже на бред, но что-то в этом есть.

Вдыхая современность жадно ноздрями и всеми порами, я вбираю в себя и пытаюсь творчески осмыслить все самые яркие и фактурные приметы времени. От просторечного «ехай» до сумки Прада, через ******* [бренд одежды Шнурова] к лабутенам, от «Патриотки» до «полногоселфеца» мой интерес не знает второстепенных тем. Для меня нет здесь не главного. В мелочах и нюансах я вижу больше, чем в аналитических статьях. Актуальный язык — все эти «збс»,»***», «мимимию говорят о нас точнее чем любые научные доклады. Губастая ***** [шлюха] в спортивном костюме Bosco, с айфоном в зеркале общественного туалета, объективирует реальность лучше любого фо

©  TJournal