Успешны ли россияне?

Что для нас понятие "успех" и что значит быть успешным? По данным опроса, проведенного Superjob, "быть успешным" - это в первую очередь хорошо зарабатывать, быть богатым, состоятельным (так считают 15% россиян). Интересно, что среди женщин такое мнение распространено больше, чем среди мужчин (18% против 12%).

По мнению 12% россиян, быть успешным - это значит достигать поставленных целей. Еще 11% опрошенных убеждены, что успешный человек - тот, кто занимается любимым делом. Среди женщин такая позиция распространена больше, чем среди мужчин (13% против 8%).

Кроме того, представительницы прекрасного пола чаще считают, что быть успешным - значит быть любимым и состоять в браке (9% против 5% среди представителей сильного пола). "Успешная женщина - это когда у нее есть любимая и крепкая семья, любимый и любящий муж, счастливые и здоровые дети, налаженный быт и работа, на которую она ходит с удовольствием", - комментируют они.

Также, по мнению россиян, быть успешным - значит быть востребованным и полезным (5%), подняться по карьерной лестнице и быть удовлетворенным результатами (по 4%), пользоваться авторитетом и реализовать свои способности (по 3%). По 2% респондентов уверены, что быть успешным - значит чувствовать себя свободным и независимым, жить в гармонии с собой и окружающими, развиваться, обучаться, быть профессионалом, везучим и уверенным в себе.

При этом большинство россиян (63%) не согласны с утверждением, что успешность человека связана исключительно с достижениями в карьере. По мнению опрошенных, невозможно быть успешным без личного счастья. "Если у человека не сложились хорошие отношения в семье или ее вообще нет, или детей он воспитал не должным образом, то успешность в карьере не означает его успешности в целом как личности", - комментируют респонденты.

Напротив, каждый четвертый россиянин (25%) убежден, что именно профессиональный рост является главным критерием успеха: "Любого человека оценивают по тому, где он работает и сколько зарабатывает". Тех, кто разделяет такую точку зрения, больше среди молодежи до 24 лет (28%).

На вопрос "Считаете ли вы себя успешным человеком?", положительно ответил 61% россиян, причем 21% опрошенных считает себя однозначно успешными, еще 40% - скорее успешными. "У меня все есть!" - комментируют респонденты. И чем моложе человек, тем больше вероятность того, что он считает себя успешным. Так, среди респондентов до 24 лет однозначно успешными себя ощущают 27%, а среди опрошенных старше 45 лет - лишь 17%. Чаще ощущают себя на гребне успеха респонденты, зарабатывающие свыше 45 тысяч рублей в месяц (22% из них считают себя однозначно успешными, еще 47% - скорее успешными). Кроме того, однозначно успешными чаще считают себя мужчины (22% против 18% среди женщин), а скорее успешными - женщины (44% против 37% среди мужчин). Успешных людей больше среди тех, кто состоит в браке (65% против 55% среди холостых и незамужних).

А вот 21% наших сограждан пока не считает себя успешными (5% - однозначно, а 16% - скорее не считают). Чаще других однозначно неуспешными себя считают респонденты старше 45 лет (7% в сравнении с 3% среди молодежи до 24 лет), опрошенные с доходом менее 25 тысяч рублей в месяц, не имеющие детей (6%) и не состоящие в браке (7%).

Что же такое успех в сознании россиян и меняется ли представление об успехе со временем? В первую очередь наши сограждане вкладывают в это понятие достижение желаемого результата (19%, в 2006 году - 30%) и доход, благосостояние (17%, в 2006 году - 19%). Любимая работа все реже рассматривается как обязательная составляющая успеха: если в 2006 году ее считали таковой 15% опрошенных, то сегодня - лишь 7%.

Все меньше респондентов считают главным в успехе карьеру (6% против 8% в 2006 году), семью и счастье в личной жизни (6%, семь лет назад - 9%), удовлетворенность от проделанного (5% против 11% в 2006), уважение, авторитет (5% против 9% в 2006), везение, удачу (4% против 7%), работоспособность (4% против 5%), а также самореализацию (3%), профессионализм (2%), стремление вперед (2%), востребованность (1%) и исполнение желаний (1%).

©  @Astera