Субмарины США и СССР: самые лучшие проекты

Субмарины: самые лучшие проекты в истории

В 1970-х военные разведчики США решили попытать счастья на свалке металлолома, приобретенного у СССР. Им удалось найти кусок титановой обшивки, на который были нанесены цифры 705. Так американцы узнали о подводной лодке»Лира», получившей в НАТОвской классификации имя»Альфа».
1c8c1c3f3339edf715548b0412263263_cropped
24 января 2011 19:48

Самая революционная: проект 705 «Лира»

Эта история похожа на легенду. А вот то, что «Альфа», практически неуязвимая для вооружений того времени, буквально перевернула все представления американцев о подводном флоте и противолодочных средствах, — это уже чистая правда.

Концепция 705-го проекта сформировалась в конце 1950-х. Малогабаритная автоматизированная лодка с уменьшенным составом экипажа должна была стать своеобразным подводным перехватчиком, способным догнать и поразить любую цель. Особым постановлением ЦК КПСС главному конструктору Михаилу Русанову было разрешено при проектировании машины отступать от существующих норм и правил кораблестроения.

Феноменальной скорости более 40 узлов предполагалось достичь за счет высокой мощности силовой установки при малых размерах и массе корабля. Корпус сварили из титана. Чтобы сделать лодку компактной, радикально уменьшили численность экипажа. Впервые в истории на подводной лодке была применена комплексная автоматизированная система управления. Все боевые и технические средства корабля управлялись и контролировались с центрального поста. Механизирован был даже камбуз. Высокопрофессиональный экипаж корабля состоял из 24 офицеров и шести мичманов.

Проект 705 «Лира» Проект 705 «Лира»

Силовая установка «Альфы» более чем на полвека опередила свое время. Сердцем корабля стал реактор на быстрых нейтронах с жидкометаллическим теплоносителем (ЖМТ). Вместо воды в его охлаждающих контурах струился расплав свинца и висмута. Реакторы на быстрых нейтронах безопаснее традиционных и имеют высокую удельную мощность, а ЖМТ позволяет быстрее выводить силовую установку на режим максимальной мощности.

«Альфа» могла разогнаться до полного хода всего за минуту, развернуться на полной скорости на 180 градусов всего за 42 с, чтобы зайти в теневую зону прицельных систем корабля неприятеля. Скорость более 40 узлов позволяла уходить от торпед. На полном ходу машина издавала страшный шум и была легко заметна для акустиков, но ее обнаружение повергало соперника в страх: противостоять «Альфе» в дуэли было практически невозможно.

На вооружении советского флота состояло шесть лодок 705-го проекта. Субмарина будущего была слишком сложна в эксплуатации. На опытном образце было выявлено растрескивание сварных швов титанового корпуса. Атомная установка «Альф» должна была постоянно поддерживаться в рабочем состоянии, чтобы температура ЖМТ не опускалась ниже 120 °C. В результате неполадок на лодке К-123 реактор был заглушен, теплоноситель застыл, и вся силовая установка превратилась в радиоактивную груду металла, не подлежащую восстановлению. Работы по утилизации реактора не завершены по сей день.

Класс Holland Класс Holland

Самая первая: класс Holland

Страна: США

Спущена на воду: 1901

Силовая установка: бензин-электрическая

Длина: 19,46 м

Водоизмещение: 125 т

Предельная глубина погружения: 30 м

Подводная скорость: 8 узлов (14,8 км/ч)

Экипаж: 8 человек

Ирландский иммигрант Джон Филипп Холланд первым догадался установить на подводную лодку два двигателя: электрический для подводного хода и бензиновый для надводных перегонов. Это позволило лодкам Holland успешно проявить себя в Русско-японской войне, причем и на российской, и на японской сторонах.

SSN-571 «Наутилус» SSN-571 «Наутилус»

Самая первая атомная: SSN-571 «Наутилус»

Страна: США

Спущена на воду: 1954

Силовая установка: атомная

Длина: 97 м

Водоизмещение: 4222 т

Предельная глубина погружения: 213 м

Подводная скорость: 23 узла (42,6 км/ч)

Экипаж: 111 человек

Первая атомная подводная лодка- этим все сказано. От дизель-электрических лодок отличалась не только энергетической установкой, но и компоновкой: расположением балластных цистерн, размещением оборудования, конструкцией корпуса. «Наутилус» стал первым подводным кораблем, достигшим Северного полюса.

К-278 «Комсомолец» К-278 «Комсомолец»

Самая глубоководная: К-278 «Комсомолец»

Страна: СССР

Спущена на воду: 1983

Силовая установка: атомная

Длина: 110 м

Водоизмещение: 8500 т

Предельная глубина погружения: 1250 м

Подводная скорость: 31 узел (57,4 км/ч)

Экипаж: 60 человек

Единственный в мире подводный корабль проекта 685 «Плавник» установил мировой рекорд, погрузившись на глубину 1027 м. И прочный, и легкий корпуса лодки были сделаны из титанового сплава. На километровой глубине «Комсомолец» был практически неуязвим для любых противолодочных средств и невидим для гидроакустических средств обнаружения. Единственный корабль проекта 685 погиб 7апреля 1989 года в результате пожара.

Проект 613 Проект 613

Самая плодовитая: Проект 613

Страна: СССР

Спущена на воду: 1951

Силовая установка: дизель-электрическая

Длина: 76,06 м

Водоизмещение: 1347 т

Предельная глубина погружения: 200 м

Подводная скорость: 13 узлов (24 км/ч)

Экипаж: 52 человека

Дизель-электрическая средняя подводная лодка проекта 613 была построена самой большой в послевоенной истории серией в 215 кораблей. На ее базе создана 21 модификация ПЛ, включая опытную лодку с воздухо-независимой энергетической установкой на топливных элементах, лодку, вооруженную крылатыми ракетами, ПЛ радиолокационного дозора и опытные лодки для запусков макетов баллистических ракет.

Лучшее за неделю

Самая массовая: U-Boot Klasse VII

Страна: Германия

Спущена на воду: 1939

Силовая установка: дизель-электрическая

Длина: 66,6 м

Водоизмещение: 857 т

Предельная глубина погружения: 250 м

Подводная скорость: 8 узлов (14,8 км/ч)

Экипаж: 48 человек

Подводная лодка седьмого класса известна не только рекордным количеством построенных экземпляров (за время Второй мировой войны в строй вошли 703 машины), но и замечательной боевой результативностью. Знаменитая U-48 совершила 12 боевых походов общей продолжительностью 325 дней и потопила 51 судно и один военный корабль.

Проект 949А «Антей» Проект 949А «Антей»

Самая смертоносная: Проект 949А «Антей»

Страна: СССР

Спущена на воду: 1985

Силовая установка: атомная

Длина: 155 м

Водоизмещение: 24 000 т

Предельная глубина погружения: 600 м

Подводная скорость: 32 узла (59,3 км/ч)

Экипаж: 130 человек

В мире подводные лодки проекта 949А принято называть «убийцами авианосцев». Огромный корабль с подводным водоизмещением 24 000 т несет на борту 24 крылатые ракеты противокорабельного комплекса «Гранит». Одним из 11 кораблей проекта «Антей» был К-141 «Курск», погибший в Баренцевом море 12 августа 2000 года.

SSBN-598 «Джордж Вашингтон» SSBN-598 «Джордж Вашингтон»

Самая устрашающая: SSBN-598 «Джордж Вашингтон»

Страна: США

Спущена на воду: 1959

Силовая установка: атомная

Длина: 116,3 м

Водоизмещение: 6888 т

Предельная глубина погружения: 270 м

Подводная скорость: 25 узлов (46,3 км/ч)

Экипаж: 112 человек

Своим появлением первый атомный ракетоносец «Джордж Вашингтон» завершил формирование классической ядерной триады — современного механизма ядерного сдерживания, при котором стратегический арсенал государства размещается на суше, на море и в воздухе. Корабль нес 16 двухступенчатых баллистических ракет UGM-27 «Поларис» и мог запускать их с глубины 20 м.

Проект 941 «Акула» Проект 941 «Акула»

Самая большая: проект 941 «Акула»

Страна: СССР

Спущена на воду: 1980

Силовая установка: атомная

Длина: 172,8 м

Водоизмещение: 49800 т

Предельная глубина погружения: 500 м

Подводная скорость: 25 узлов (46,3 км/ч)

Экипаж: 160 человек

Тяжелый атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения вооружен 20 трехступенчатыми твердотопливными ракетами с дальностью полета более 8300 км с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Полное подводное водоизмещение ракетоносца- 49800 т. Мощность полного хода- 100000 л.с.

Статья опубликована в журнале «Популярная механика» (№2, Февраль 2011).
Ещё больше по темам

Обсудить 4

Лучшее за неделю
Читайте также

©  Популярная Механика