Структура страницы

typographyМежду разнообразными электронными устройствами (применяемыми для чтения), бумажными книгами, а также в различных экранных формах представления «контента» — используется термин «страница» для определения отображаемого «текста» и «иллюстраций», которые могут разместиться в рамках отдельного «листа» или выделенного для этих целей «экрана», а также только его части — «окна». Современный веб-браузер или телетекст на экране телевизора также используют это понятие в своих целях.

Любая одна сторона «листа» или выделенного «пространства», в каком угодно типе носителя информации, используется как основа для определения «страницы». В электронном виде на одном экране может поместиться разворот из двух страниц и тогда есть разница между определением «экран», «страница» и «размер». Точно также, если используется часть экрана, ограниченного окном или одной страницей разворота, по-прежнему можно использовать текущий термин.

Страница — является логическим и одновременно физическим определением отображаемого контента на бумаге или экране электронного устройства:

  • Логическое определение — зависит от отображения части контента. В электронной форме страница может быть условной единицей, так как далеко не всегда текст разделен физически на отдельные части. В текстовой форме представления с текстом могут происходить деформации за счет увеличения размера шрифта, или полей текстового окна, увеличивая или уменьшая, таким образом, логическое количество страниц в книге. В текстовом виде книга выглядит сплошным потоком, будто это рулон бумаги. Поэтому, то, что помещается на экране и есть логическая страница. Некоторые разработчики программного обеспечения и устройств не разрезают логически страницы на отдельные экраны, а используют фиксированный размер страницы исходя из количества знаков (битов). Таким образом, можно открыть ту же страницу на любом другом устройстве при использовании этого метода, тогда количество страниц оказывается абсолютно логическим и всегда больше физического количества экранов, чего в бумажном варианте книги никогда не происходит.
  • Физическое определение — под страницей в данном случае определяется размер, форма и пропорции области «листа» или экрана. Под формой подразумевается не только вертикальное, но и горизонтальное размещение контента.

Также, под термином «страница» подразумевается «единица измерения» размера книги. По количеству страниц можно понять насколько одна книга больше другой, сколько понадобится листов бумаги или емкости памяти устройства, чтобы поместилась вся книга внутри конкретного носителя. В электронном виде необходимо учитывать количество знаков, так как от них и размера шрифта зависит количество логических страниц.

Для легкости восприятия материала далее будут рассматриваться только две различные страницы — в бумажном и электронном виде и только с упором на чтение книг, хотя в некоторых случаях структура может совпадать и с другими типами носителей электронного контента, но далеко не всегда структура помещается в рамках только одного экрана. Характерный пример — верстка интернет-сайтов, когда колонтитулы сверху и снизу могут не помещаться на одной странице, но они логически присутствуют в границах длинной части скрытого пространства экрана.

Структура-страницы-1

Страница в рамках бумажной и электронной технологии во многом зависит от физического размера листа или экрана, а также формы. В отличие от бумажной книги в электронной версии может использоваться динамическая верстка, хотя и не обязательно, которая будет влиять на форму представления контента, но не самой страницы, у нее все равно есть структура, хотя её отдельные элементы могут изменять свои размеры.

Страница условно разделена на невидимые области, они не выводятся при печати или на экран, определяют расстояние контента до края листа или экрана, а также в случае верстки в две и более колонок фиксируют расстояние между ними.

«Направляющие линии» определяющие различные границы текста называются общим термином — «сетка», а вместе со страницей — «макет». Если в это пространство вписан контент, то добавляется слово «верстка». Например, «макет верстки» или «верстка по границам сетки» или как-то еще, чтобы собеседник понял, о чем речь в каждом конкретном случае.

Такие же невидимые горизонтальные линии по отношению к каждой строке текста называются «базовой линией шрифта», а расстояние между ними — «интерлиньяж», иначе говоря — «расстояние между строк», или «межстрочный интервал». То есть, учитывается не пустое пространство между буквами, а расстояние между базовыми линиями.

Специалисты по компьютерной верстке предпочитают использовать англоязычные термины. Поэтому «направляющие линии» называют «гайд» от английского термина Guide (по-русски лучше перевести как «вспомогательные линии»).

  • В бумажном виде — области контента задаются в жесткой форме и никогда не трансформируются впоследствии. Направляющие линии не изменяют своих позиций.
  • В электронном виде — существует несколько подходов или методов, которые будут доступны читателю. Ему в большинстве случаев позволяется менять расположение текста и его размер. Фиксированные настройки позволяют изменять расстояние и положение от минимального до максимального значений с определенным шагом. Произвольный вариант позволяет практически всё, вплоть до неравномерного отображения сторон текстового окна и других элементов. Есть и третий, комбинированный вариант, когда фиксированные и произвольные настройки могут чередоваться с любой степенью свободы.

В электронных книгах практически всегда используется одинаковое расстояние слева и справа от текста, так как отображается на экране только одна страница. Существует исключение в тех случаях, когда размер экрана позволяет вывести разворот, то есть сразу две страницы. В этом случае расстояние условного корешка может отличаться, чтобы продемонстрировать на экране разницу между страницей и колонками, которых может быть несколько на каждом листе.

В бумажной форме используется негативный отступ за край листа для запаса «под обрез» (англ. «Bleed»). Используется, чтобы исключить появление белых полос при обрезе страницы, когда в край попадает иллюстрация. Она должна заходить за край листа, иллюстрация должна быть с небольшим запасом. В электронном варианте в этом нет необходимости.

Структура-страницы-2

На каждой странице может использоваться сверху «шапка» и снизу «подвал» (англ. «Header» и «Footer»). Это специально отведенное пространство для «колонтитулов» или в случае с электронными книгами для служебной информации или компьютерного меню, то есть для средств навигации и управления процессом чтения. В электронных книгах это пространство возможно скрывать, если позволяет программное обеспечение.

Пространство между «шапкой» и «подвалом» страницы называется «телом» (англ. «Body»).

Структура-страницы-3

Тело текста располагается в выделенной для него зоне — «текстовое окно», иногда используются слова «рамка», «граница» или «область», вместо термина «окно». Размер окна определяется отступами по краям страницы.

В полиграфии существует целая наука и происходит множество споров из-за непонимания определения «золотого сечения», как символа гармоничного уравновешивания изображения в типографике. Этот инструмент, на самом деле, является очень гибким, независимо от того, как его воспринимают новички и как пропагандируют специалисты. Даже если отбросить в сторону эстетику печатного листа, характерной, то есть распространённой ошибкой среди издателей является неспособность рассчитать размер корешка книги и текст в результате слипается на развороте, становится слепой зоной при чтении. Это не только не красиво, но и не комфортно. Такой подход приводит к тому, что при верстке попросту завышают размеры полей в целях перестраховаться от плохого результата. А специалисты с опытом понимают результат конечного продукта, а не отдельного листа, поэтому вносят коррективы в дизайн страницы еще до печати.

Структура-страницы-4

Сверху и снизу располагаются колонтитулы — служебная информация, заголовочные данные или средства навигации. В каком-то смысле особой разницы между печатной и электронной страницами не существует, кроме того, что лишний раз нужно понять самое простое определение — электронная версия отличается динамикой форм и размеров, в то время как на печатном листе всё определено заранее и утверждено не читателем, а издателем и больше никогда в конкретной книге меняться не будет, это невозможно.

Структура-страницы-5

В итоге, типографика листа в любой форме близка по своим основам. Печатный лист довольно легко может быть перенесен в электронную форму, тем более в наше время, когда изначально книга верстается в компьютере, но с оговоркой на то, что она рассчитана на типографскую печать, а не экран мобильного устройства. То есть, при переводе контента для чтения в электронном виде, всё-таки будут глобальные различия, которые в основном зависят от графического представления текста в бумажном виде. В некоторых случаях текст может быть настолько роскошным, что его попросту не захочется ломать и в таком виде он будет перенесен в электронную форму представления. Довольно часто этот метод именуется «факсимильным» или «репринтным», хотя комфорт от чтения из-за различия размеров страницы и экрана может довольно сильно снижаться. Пользователь будет вынужден постоянно увеличивать и уменьшать фрагменты текста на экране, чтобы иметь возможность считать заложенную информацию.

Условная проблема усугубляется тем, что форматы электронной полиграфической печати, такие как PostScript, не существуют в виде аналога для электронных книг. Сложное закодированное представление текста попросту трансформируется в готовую векторную или графическую картинку. Электронный формат PDF не является исключением, для электронных книг каждая страница в файле не более чем готовая иллюстрация. С этим можно спорить многократно, главное представлять реальные мощности мобильных устройств и то, что они могут просчитать на ходу как задание для вывода на печать. Поэтому, им действительно проще подсунуть картинку, или заранее просчитанный машинный код, чем алгоритм и пока другое попросту бесполезно, это лишь замедлит скорость такого важного параметра в электронных книгах как «скорость листания» или «скорость отображения на экране».

Структура-страницы-6

Можно сказать, что в электронном виде проблемы с эстетикой страницы не существует, но она все равно есть, хотя и условная. Довольно сложно предугадать, как пользователь настроит границы текста. Задача разработчиков показать заранее, вероятно, более правильное представление текста на экране с помощью заранее определенных стилей, но не ограничивать пользователя в его чисто практических соображениях. Конечный потребитель может захотеть разместить больше знаков на строке или строк на странице в ущерб эстетическому удовольствию. Но это его право и возможно, пользователь ради этого и покупал электронное устройство. Точно также он поступает с размером шрифта, делает его таким, как ему нравится или подходит для ощущения комфорта при чтении.

Структура-страницы-7

В отличие от бумажной версии страницы, электронные книги поддерживают динамическое изменение расположения знаков по всему доступному полю экрана. Если программное обеспечение позволяет, то на время увлеченного чтения, когда не требуется знать номер страницы, текущее время и прочее, что отражается в колонтитулах, можно занять всё доступное пространство экрана и для этого используется «полноэкранный режим» представления.

Эта функция оказывается максимально полезной, когда экран мобильного устройства ограничен физическим размером. С другой стороны, есть психологически сдерживающий фактор, некоторые читатели «любят» больше листать, от этого создается ощущение стремительного прогресса во время чтения.

Структура-страницы-8

Мобильные устройства с небольшим по размеру экраном всегда оперируют только одной страницей.

Такое понятие как «шмуцтитул», когда в бумажной версии используется отдельный правый лист с заглавием и пустым оборотом, в электронном варианте не имеет смысла и будет восприниматься как отдельная страница с иллюстрацией.

В устройстве с большим экраном следующую страницу после шмуцтитула можно сразу начать с текста, психологически никто не помнит предыдущий разворот, а на ощупь шмуцтитул не отличается так, как в бумажных книгах, обычно это плотная или цветная вставка. Таким образом, предыдущий разворот кажется нелепым — закончился текст, а справа «иллюстрация», которая к данному разделу не относится. В этом случае шмуцтитул смотрится в электронном виде гораздо лучше, если начинается слева, но еще лучше, если это действительно иллюстрация, так как будет восприниматься универсально по отношению к всевозможным вариантам электронных устройств — с большим и малым экраном, с одной или двумя страницами. Иллюстрацией в данном случае может оказаться любой графический завиток, а не только рисунок или фотография.

Структура-страницы-9

В отличие от бумажных книг, электронная страница может быть как вертикальной, так и горизонтальной, в зависимости от положения устройства. Страницы можно поворачивать вручную и автоматически, тем самым изменяется верстка или на экран выводится фрагмент страницы (отображение «по ширине»), если переформатирование невозможно.

В бумажных книгах любая страница является вертикальной, даже если она имеет альбомную, а не книжную пропорцию страницы и даже если текст напечатан с поворотом на 90° (блокнотное размещение) по отношению к открываемой обложке.

Структура-страницы-10

В электронных книгах эстетика отображения текста на странице зависит от физических размеров экрана и используемого шрифта. Так как пользователь может вручную и по своему усмотрению изменять текстовое поле и размер шрифта, то обычно на небольших экранах используется только одна колонка, чтобы количество знаков на строке не создавало пустых пробелов и не сдавливало текст (см. подробнее в главе «Выравнивание текста и переносы слов»).

На горизонтальной странице действительно помещается больше знаков, поэтому текст может быть крупнее, без ущерба для эстетики. Некоторые пользователи любят горизонтальные страницы, так как им кажется, что устройство удобнее держать, особенно, если кнопки для листания расположены под экраном, а не сбоку.

Структура-страницы-11

В мобильных устройствах с большим экраном можно расположить несколько колонок текста или даже разворот при горизонтальном размещении страницы. В некоторых программах предусмотрена возможность задать произвольное количество колонок, от чего будет зависеть не только внешняя эстетика, но и практический смысл, о котором может знать только конечный потребитель.

Структура-страницы-12

Традиционно, страница имеет «цвет бумаги», чаще говорят «белая», хотя она может быть любой. В электронных книгах на основе бумагоподобных экранов, таких как E-Ink, цветом страницы является основа экрана, то есть, почти белая, а текст выводится черным цветом. Ничто не мешает таким устройствам сделать инверсию цвета, вывести черный цвет в качестве основы страницы.

В электронных книгах устоялось определение, что белая страница это «дневной режим» чтения, а черная страница, соответственно, «ночной режим». С практической точки зрения, пользователь может выбрать любой цвет страницы независимо от времени суток.

«Ночной режим» появился по двум основным причинам — уменьшить поток света от экрана, чтобы увеличить контраст текста при недостатке освещения и черный цвет страницы попросту ассоциируется с «ночью».

Структура-страницы-14

Кроме того, «черная страница» может применяться чисто с эстетической точки зрения. «Ночной режим» позволяет убрать различие между рабочей поверхностью и черной рамкой вокруг экрана LCD TFT или AMOLED. Тем самым создается иллюзия физически большего экрана, чем есть на самом деле, не будет ощущения прилипшего текста, если расширить текстовое окно вплоть до края страницы.

Структура-страницы-13

В полиграфии может использоваться не только бумага, но и другие материалы для печати — пластик, кожа, металл и дерево, поэтому окрашивание страницы достигается различными техническими приемами — от окрашивания поверхности, до её запечатывания и качество при этом получается различным.

В цветных электронных устройствах может использоваться почти любой цвет в качестве окрашивания страницы. Существуют наиболее распространенные варианты — белый, черный, сепия, серый. Кроме того, может использоваться любой смесевой цвет на вкус пользователя или файл с иллюстрацией.

Послесловие

По представленному материалу можно догадаться, что «структура страницы» является частью типографики, того, что напечатано на экране или бумаге. В очередной раз не стоит путать «типографику» с «эстетикой» печати, хотя специалисты будут стремиться совместить эти два понятия воедино, назвать одним термином и возвести в ранг искусства. В реальности существует любая типографика, в том числе и не красивая. Бывает всякое. Если использовать понятие «качества», тогда будет проще объяснить различие конечных результатов.

Электронные книги оказываются приемниками традиционной полиграфии, но вносят в привычную типографику свои коррективы на чисто логическом и физическом уровне. Когда-нибудь в будущем эти различия будут скорректированы, при условии, что электронная книга сможет перенять и другие свойства бумажного носителя. Например, появится второй обязательный экран, а не один как сейчас, тогда можно будет говорить о традиционном представлении разворота книги, или у электронных книг появится недостающее свойство тактильной печати — объем букв, глубина печати, шероховатость поверхности, форма листа, печать на вылет (без рамки вокруг экрана) и так далее.

Перед вами первая статья из цикла «типографика электронных книг». Основная проблема современного понимания типографики заключена не столько в перенимании опыта бумажных книг, сколько постоянное развитие адаптации текста на экране по собственным правилам. Когда потребители принимают одно и исключают другое, для разработчиков это сигнал что-то менять, и они в большей степени ориентированы не на знания и традиции типографики для различных языков мира, сколько на конкурентное преимущество. Мерилом становится простое определение — «лучше, чем у других» и не более того. К сожалению.

Правила типографики в большей степени ориентированы на печатное представление, нежели на жестко регламентированные особенности, такие как размер шрифта, текстовое окно, межстрочный интервал и прочее. Основа типографики не так сложна и запутана, как кажется. Её нужно прочувствовать как живой организм, и тогда возможно создавать уникальные экземпляры, которые с одной стороны носят элементы уникальной эстетики, с другой не нарушают базовых основ.

Но о многом стоит поговорить отдельно.

Похожие публикации:

  • Эволюция ридера
  • Система сбыта спичек
  • Обзор Kindle Voyage: в ожидании комфорта
  • Итоги года. Состояние рынка.
  • Футурология ридера

©  ebook