«Странности» в формировании тарифов «Яндекс.Такси» — тест inDriver

Директор компании-перевозчика «inDriver Москва» Станислав Троскин поделился результатами сравнения цен на поездки сервиса до и после заявления Gett.

В избранное

В избранном

13 октября Forbes опубликовал колонку генерального директора inDriver Арсена Томского, посвященную тренду децентрализации. В числе прочего в статье говорится о замеченных журналистами Bloomberg и других изданий манипуляциях Uber c тарифами.

В ходе подготовки исходных материалов к статье аналитики inDriver столкнулись с публикациями 2017 года о том, что пользователи «Яндекс.Такси» стали подозревать сервис в изменении тарифа в зависимости от используемой модели телефона.

Заинтересовавшись, команда компании решила сопоставить стоимость поездок в «Яндекс.Такси» при заказе с разных смартфонов. Сравнение проводилось 5 октября в Москве, для него использовались Samsung S7 Edge стоимостью 29 990 рублей (здесь и далее приведены цены с «Яндекс.Маркета» — vc.ru) и Lenovo A2010 стоимостью от 4999 рублей. У пользователя с S7 стояла функция оплаты картой, а с Lenovo — наличными.

Тесты показали, что в заказах с указанием точных адресов для начальной и конечной точек тарифы на обоих смартфонах оказались в целом равными, лишь с небольшими расхождениями. Примечательно то, что при выборе адреса назначения без номера дома «Яндекс.Такси» предлагал на S7 Edge заметно более высокий тариф. Вот пример:

Поездка, заказанная через S7, дороже на 83 рубля (+19,5%)
После указания номера дома на этой же улице цена на Lenovo стала даже немного выше — на 25 рублей (+3,9%)
Если снова убрать номер дома, получим уже примерно равные тарифы — 412 и 414 рублей соответственно

Такие же результаты были получены на тестах с другими улицами, когда для пункта назначения не указывался номер дома. Можно предположить, что в этом случае разные телефоны определяют разные точки на улице (что формально корректно), но разница проявлялась и на коротких улицах длиной менее или чуть более одного километра.

Результаты сравнения были опубликованы в корпоративном чате. На следующий день отдел тестирования inDriver решил провести более основательное сравнение из головного офиса компании в Якутске.

Для теста использовались iPhone 7 (от 35 150 рублей), Samsung Galaxy S6 Edge+ (48 990 рублей), Samsung J5 (от 10 170 рублей) и Lenovo A536 (9536 рублей). Запросы делались одновременно, в случайном порядке, разница составляла не более пары секунд.

Слева направо: iPhone 7 — 727 рублей, Samsung Galaxy S6 Edge+ — 692 рубля, Samsung J5 — 668 рублей и Lenovo A536 — 673 рубля
917, 833, 741 и 745 рублей соответственно
767, 692 и 710 рублей соответственно
663, 474, 510 и 503 рубля соответственно
505, 474, 383 и 379 рублей соответственно
451, 450, 390 и 386 рублей соответсвенно
516, 516, 522 и 516 рублей соответственно
677, 512, 519 и 513 рублей соответственно
370, 374, 368 и 376 рублей соответственно
660, 503, 497 и 498 рублей соответственно

В большинстве тестов тариф для дорогих смартфонов заметно или даже значительно выше — особенно для iPhone 7. Для бюджетных смартфонов тариф не завышается. Не хотелось бы делать выводов, но выглядит так, что для иногородних пользователей, желающих совершить поездку в столице и использующих дорогие смартфоны, в большинстве случаев сервис завышает цены за поездку.

Мы не планировали публиковать эти тесты, но 12 октября Gett заявил о подаче заявления в УФАС о манипуляциях с тарифами в «Яндекс.Такси». После достаточно ироничного и неформального ответа от пресс-службы «Яндекс.Такси» история получила развитие.

Мы повторили эти тесты, но ситуация несколько изменилась: iPhone 7 перестал завышать цены совсем, S6 Edge+ в ряде попыток выдавал повышенные цены, J5 стабильно предлагал средний тариф, и впервые Lenovo в паре случаев выдал тариф, который был заметно выше остальных.

Также мы зафиксировали ещё одно любопытное явление (о нем нам в интервью сообщали пользователи «Яндекс.Такси» в Москве), которое записали на видео.

«Триумф-Палас» — элитный высотный жилой комплекс в районе станции метро «Аэропорт». Средняя цена квадратного метра жилья, по данным ЦИАН, составляет 626 тысяч рублей за 1 м². Фото: cian.ru.

Тариф от элитной высотки выше на 30–40%, и при наведении на неё появляется информация о «повышенном спросе». Конечно, это можно объяснить тем, что дом большой, заказов из него тоже может быть много. Однако вчера и сегодня (16 и 17 октября) тест уже не даёт существенной разницы, и значок высокого спроса при наведении на «Триумф-Палас» не появляется.

Мы с уважением и симпатией относимся к коллегам из «Яндекс.Такси», Uber и Gett и не склонны делать какие-либо выводы из приведенных тестов. Можно считать это интересными наблюдениями об особенностях ценообразования в uber-like-сервисах.

На самом деле, на мой взгляд, этим сервисам было бы гораздо проще завышать цены всем, независимо от особенностей клиента, под прикрытием высокого спроса, чем заниматься подобными манипуляциями, рискуя своей репутацией. Ведь почти никто из пассажиров не задается вопросом, почему поездка со стандартным тарифом в 200 рублей в час-пик стоит 450 рублей, а, к примеру, не 300. Это black-box-алгоритмы.

В inDriver с его децентрализованным ценообразованием (когда пассажир предлагает цену, а водители соглашаются или предлагают в ответ сумму на своё усмотрение) такие ситуации невозможны в принципе. Пользуясь случаем, хочу сообщить, что сейчас идут прикидочные тесты нашего сервиса в Москве с позиционированием в качестве лоукостера. Если всё будет нормально, то стартуем в ближайшее время.

#авто

©  vc.ru