Стоит ли стыдиться количества и качества чтения
После войны мой дед увлекся мирной жизнью. Одним из атрибутов стали книги. Они отрывали от реальности и восполняли душевное спокойствие, которое необходимо для мирной жизни. За последующие годы он собрал собственную библиотеку. Она была однотипно советской. Не хватало изюминки, ради которой коллекцию можно было бы признать уникальной. Не было четкой классификации. Книги просто грудились на полке в хаотичном порядке и каждый раз после уборки меняли свои места. Как любой бывший военный, дед любил порядок, исполнительность, точность, пунктуальность и честность. Книги в его голове подчинялись какому-то определенному порядку.
Во время беседы дед любил спрашивать: «ты читал [название книги]»? Обязательно после моего отрицательного ответа добавлял: «а что же ты читаешь»? Было впечатление, что я вообще не читаю, если каждый раз отвечал «нет, не читал». Будучи пацаном, было сложно объяснить морскому офицеру, который научил меня плавать и ходить по волнам командами: «суши весла» и «право на борт», что вероятно наши вкусы пока не сходятся, отвечая на вопрос четко и лаконично: «нет».
Это повторялось в школе. Была четко определенная программа чтения и учителя требовали изучение материала. Читать книги, которые не рассчитаны на возраст и детскую психику было сложно. Невыносимо муторно. Хотелось чего-то другого, живого, удивительного. Но в этой цепочке не рассматривалось собственное мнение о прочитанном.
Школьную литературу наверстал в армии. Не всю, а ту часть, что начала раскрываться перед юным мужчиной. Другая часть стала доступна пониманию еще позже. Была и третья, последняя часть школьной программы, которая воспринималась как мертвая литература, которая хоть и считается классикой, но интересна исключительно лингвистам.
Школьная программа требует заранее предрешенного впечатления от литературы, что изначально делает чтение бессмысленным. Важно лишь понять, что в сочинении требуется перечислить определенный набор ключевых слов, чтобы заслужить высокую оценку. По этой методике писались сочинения по съездам коммунистической партии и работам руководителей КПСС, чьи брошюрки за 5 копеек так высоко ценились советскими литераторами и учителями, раз обрекли на их изучение детей. Все это не читалось вовсе и даже не предполагалось иное! Зачем?
Условия жизни не требовали от человека умения читать и делать собственные выводы. Другая и желанная литература наоборот, заставляла самому читать и размышлять. Других развлечений, кроме спорта и творчества у детворы не было.
Вопросы взрослых о книгах всегда стыдят, заставляя ребенка понижать самооценку. Создается впечатление, что человек читает медленно, плохо усваивает материал, раз сочинение не содержит набора слов, которых ждут учителя. Ребенку насаждается психологическое ограничение собственных возможностей, и он становится взрослым человеком с твердым убеждением, что «надо стыдиться чтения», ибо это сложно, медленно, тяжело и очень личное, как гигиена. Аналогичный вывод дети делают при изучении иностранных языков, математики, физики и любых других школьных предметов. Кроме общего набора ощущений складывается впечатление, что подводит еще и память. Потом институт и возникают новые психологические ограничения, которые ощущаются молодым человеком как собственный физический недостаток, а не отсутствие ответственности за некачественное обучение и воспитание у взрослых.
Все что окружает юное создание, программирует его отношение и поведение на всю жизнь.
Попробуем разобраться в собственных страхах, связанных с чтением и памятью. Отбросим в сторону все, что мы знали о себе.
Сильнее страха может быть только желание, регулярный труд и сила воли. Никаких фокусов и чудес быть не может и не будет.
Скорость чтения определяется тремя градациями: медленно, нормально, быстро.
Нормальная скорость чтения это около 150 слов в минуту. Чтобы эта единица была понятна, то её можно определить, как одна страница в минуту стандартной книги 1/16 полиграфического листа 60×90 см или как две страницы электронной книги со шрифтом больше печатного. То есть, те, кто читает, в эту норму вписывается с запасом. То есть, изначально, такие люди никогда не читают медленно! И уже не стоит бояться показать себе собственные возможности.
Медленное чтение не является недостатком, мало того, существует специальный метод, который так и называется, чтобы почувствовать разумом глубину значения отдельных слов и выражений. Чтобы человеческий мозг успевал просматривать множество вариантов на каждое значение и мог успеть ощутить пространственное значение слов и описываемых значений. Религиозное чтение построено как раз по этому принципу.
Медленное чтение является недостатком только у малограмотных и физически ограниченных людей, которые по-иному читать просто не могут.
Можно читать быстро и очень быстро. Быстрое чтение это физический навык за счет тренировок, это как результат спортсмена, который каждый день тренировался перед своей главной победой.
Сверхбыстрое чтение является основой специальных методик, которые позволяют получить опыт быстрого чтения за кратчайшие сроки. Такая скорость обычно выше в 3–4 раза по сравнению с нормой. В основе любой методики обучения скоростному чтению заложено несколько факторов:
Подавление проговаривания слов за счет создания ритма чтения. Устранение регрессий, когда выбирается ритм чтения, характерный для знакомых и незнакомых слов и их длины. Глаза попросту не должны возвращаться на повторное прочтение уже прочитанного слова. Расширение угла зрения. Сказать проще, чем научиться. Проблема в привычках. Для тренировки чаще всего используются матричные таблицы Шульте. Беда только в том, что сами преподаватели не всегда понимают физику зрения, не учитывая здоровье человека, размер таблицы и дальность дистанции считывания. Проще всего тренировать угол зрения, по строке книги, охватывая взглядом сначала два слова, потом три и так далее, на комфортном для глаз расстоянии. Процедура сложная и потребует продолжительного времени для тренировок. Проще всего добиться эффекта — не смотреть на страницу двумя глазами параллельно. Мне, как переученному левше, помогает повернуть голову таким образом, чтобы левый глаз был ближе к странице, чем правый глаз. Угол выбирается таким образом, чтобы каждый глаз видел страницу полностью и без дискомфорта. Просто попробуйте, все получится и будет легче тренироваться. Концентрация внимания достигается за счет создания комфортных условий, когда человек спокоен, не раздражен, его ничто не отвлекает и тем более не бесит! Лично для меня такое место в московском метро. Одна только прогулка к станции метро создает необходимый настрой для комфортного чтения. Другой точкой комфорта может стать создание специального изолированного «рабочего места». За столом, в кресле и так далее. Лучше всего концентрировать внимание не используя рабочее место для других целей. Это элементарное программирование мозга на удовольствие и закономерности. Не используйте для чтения лестничные площадки или туалеты. Поменяйте их на что-то более приятное — теплую ванну, или скамейку в парке. Кроме объективно хороших результатов при использовании скорочтения есть и субъективные, даже сомнительные. Технари довольно часто используют скоростное чтение, не подразумевая об этом. Последний пункт в скорочтении — поверхностный метод, который базируется на считывании ключевых слов. Человек помнит даты, имена, но не сюжет. Технари поступают также, просто фильтруют в своем сознании известные и неизвестные данные. Пропускают известные факты, концентрируются только на важной информации. Художественную литературу так читать не надо, но можно. Метод чуть видоизменяется. Книги пишут люди. Читатель, нарабатывая опыт, предсказывает дальнейшее развитие сюжета, словарный запас героев книги, типичные фразы и так далее. То есть предсказуемое легко пропускается в литературе, как известные данные. Кроме чтения, как физической процедуры, есть еще два параметра: восприятие, повторяемость чтения, как метод обучения.
Восприятие зависит от памяти, опыта, возраста, ценности информации, получаемого удовольствия и конечно обучения.
Ценность, память и обучение чаще всего зависят от частоты и регулярности чтения. Регулярность и методичность очень хорошо влияют на память. В то время как редкие занятия приводят к заблуждению о качестве собственной памяти и её ограничениях. Очень часто человек забывает элементарные слова, если не использует их в своем словарном запасе. Очень легко забыть имя одноклассника, если оно не произносилось за прошедшие годы ни одного раза. Технари звучат членораздельно как дикторы, если тема разговора ведется в профессиональном ключе, и они тут же начинают запинаться и заикаться при переходе на светский разговор. Все это, только набор оптимизированных в мозгу слов, когда нужные находятся ближе. Остальные слова известны, но их надо извлечь и на это уходит время.
Самое интересное, что официанты в туристически активных странах знают стандартный набор слов на множестве языков. Это не говорит о том, что они обладают сверхвозможностями запоминания слов или склонны к изучению иностранных языков. Они попросту каждый день повторяют одно и то же, постепенно увеличивая словарный запас и границы знаний.
Доброе утро! Читайте, как умеете, но делайте это регулярно. Все придет само собой как очень важная награда в жизни! Пытайтесь узнать значения слов не только по словарям, но и по предполагаемому значению из текста. Обсуждайте прочитанное вслух, это важно для наработки собственного словарного запаса.
И лучше начать сегодня!
Важно помнить, что чтение — это лакмусовая бумажка, которая говорит о душевном порядке в голове.
Похожие публикации: Обзор Senkatel SmartBook T6001: планшет необычного размераОбзор PocketBook Touch 2: вторая и улучшенная европейская модель TouchОткуда берутся книгиBookeen: умышленно создаем комфортные устройстваТермины гаечного ключа
© ebook