Стоит ли давать ребенку смартфон, чтобы успокоить: ответ ученых
Международная группа исследователей изучила, как использование цифровых устройств для предотвращения или успокоения детских истерик влияет на способность детей справляться с гневом в будущем. Оказалось, что у детей, которым регулярно давали цифровые устройства во время истерик, возникали большие сложности с регуляцией эмоций. Исследователи также подчеркнули важность того, чтобы дети могли переживать негативные эмоции, сообщает MedicalXpress.
В первые годы жизни дети активно осваивают саморегуляцию — управление эмоциями, мыслями и поведением в ответ на различные ситуации. Важная часть этого процесса — умение выбирать осознанную реакцию вместо автоматической. Эта способность формируется под влиянием окружающей среды, прежде всего, благодаря отношениям с родителями.
В последние годы детям стали все чаще давать цифровые устройства, чтобы они успокоились. Эту стратегию ученые назвали «родительской цифровой регуляцией эмоций». В краткосрочной перспективе она эффективна. Но если родители регулярно предлагают своему ребенку цифровое устройство, чтобы остановить истерику, он не научится регулировать свои эмоции. Это приводит к проблемам с управлением гневом в более позднем возрасте.
Чтобы подтвердить свою теорию, ученые провели исследование в 2020 году и повторили его год спустя. Более 300 родителей детей в возрасте от 2 до 5 лет заполнили анкеты, в которых оценивалось использование медиа детьми и родителями.
Исследование показало, что дети, чьи родители чаще использовали цифровые устройства для управления их эмоциями, спустя год демонстрировали худшие навыки контроля гнева и фрустрации. Кроме того, у детей, которым чаще давали гаджеты во время негативных эмоций, при повторной оценке наблюдался более низкий уровень освоения способности выбирать осознанную реакцию. Родители, чьи дети испытывают трудности с регуляцией эмоций, чаще используют цифровые устройства как инструмент управления, что может усугубить проблему.
«Истерики невозможно вылечить с помощью цифровых устройств. Дети должны научиться самостоятельно управлять своими негативными эмоциями. В этом процессе обучения им нужна помощь родителей, а не цифрового устройства», — говорит доктор Вероника Конок, первый автор исследования.
Важно не избегать ситуаций, которые могут расстроить ребенка, отмечают исследователи. Вместо этого родителям рекомендуется обучать своих детей преодолевать трудные ситуации, помогать им распознавать эмоции и учить справляться с ними.
Ранее ученые выяснили, что уровень стресса у подростков значительно снижается с помощью видеоигр.