Стартап год спустя: российский образовательный сервис для программистов Otus, онлайн-супермаркет Picnic и другие проекты

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный — о судьбе проектов из рубрики «Стартап дня».

Суббота — время обзора прошлогодних стартапов.

Cognoa скринит детские психические заболевания, в первую очередь — аутизм. Родитель скачивает приложение, получает 15 вопросов, «умные» алгоритмы анализируют ответы и выносят один из двух вердиктов: «здоров» или «стремновато». Во втором случае Cognoa просит загрузить видео ребёнка в обычной обстановке для дальнейшей диагностики уже с участием живых врачей, ну, а дальше в худшем случае советует немедленно обратиться к очному специалисту.

Главный прорыв за год — Cognoa добилась частичного признания FDA, теперь приложение официально стало частью медицины.

Идея Turvo — автоматизация грузоперевозок на едином ПО, чтобы данные между заказчиками и исполнителями передавались автоматически, а не по электронной почте, да ещё и чатились все на единой платформе.

В идеальном мире стартапа ПО установлено у всех участников цепочки перевозки от водителя грузовика до менеджера по логистике в компании-заказчике. В итоге тот в онлайне видит, где находится груз, а водитель при необходимости уточняет что-то сразу у нужного человека, минуя пяток промежуточных звеньев. Работа у всех идёт быстрее, денег все зарабатывают больше, ну и автоматизаторы берут процент стоимости, а не фиксированную подписку.

Новостей за год у компании не было. Это пока не страшно, успехи b2b-компаний часто бывают непубличны.

Российский Otus в онлайне учит программистов. Целевая аудитория — профессионалы, которые уже зарабатывают свой хлеб программированием, но недовольны собственной квалификацией и работой в непрофильной компании или слабой региональной студии.

Типичный курс длится пять месяцев, включает в себя лекции опытного разработчика, домашние задания и дипломный проект.

Год назад проект только стартовал, и время потрачено не зря. Компания успела получить первые инвестиции, количество курсов выросло с одного до 21, выручка — с ноля до 5 млн рублей в месяц. После отличного роста сейчас Otus ищет второй раунд на масштабирование.

MasterClass находит звёзд первой величины в каких-то не очень жизненно необходимых, но приятно интересных почти любому человеку дисциплинах — Дастина Хоффмана в актёрском мастерстве, Серену Уильямс в теннисе, Гордона Рамзи в готовке — и записывает с ними серии видео-уроков о секретах мастерства. Доступ к урокам продаётся за $90, часть из них, естественно, достается преподавателю. Кроме видео студент получает домашние задания и кросс-проверки их другими учениками. Да, в современном мире задают и проверяют домашние задания даже по теннису: ученик записывает движения на видео, а потом загружает в систему.

За год стартап более чем удвоил число курсов на платформе: было 14, стало 32. Среди новичков бросился в глаза Гарри Каспаров, обучающий шахматам. Главная новость в продукте — появление годовой подписки, 180 долларов за любое количество курсов.

Американский Raise.me предсказывает потенциальную стипендию студента в колледже. Абитуриент регистрируется на сайте, вводит в красивом веб-интерфейсе школьные достижения от хороших оценок до спортивных успехов и в онлайне получает размер стипендии, на которую он с таким багажом может рассчитывать в интересующих его заведениях. После реального поступления можно выпросить и больше, но Raise.me гарантирует, что меньше заявленной ими суммы точно не получится.

Платят за сервис колледжи, они заинтересованы в прозрачности не меньше абитуриентов. Новостей за год не было, заявленное количество подключенных колледжей изменилось с 200 до 250. На фоне общего числа в колледжей в США в 2500 можно считать, что никаких изменений.

Voxy учит латиноамериканцев английскому языку. Формат — микроуроки в игровой форме. В России на этом поле работает Lingualeo, но разница между проектами есть, они далеко не клоны.

Самое главное — кроме микроуроков от робота в Voxy есть живые преподаватели. У ученика есть право на один персональный урок в месяц и неограниченное количество групповых. Вряд ли многие действительно ими активно пользуются, но возможность-то есть. Электронная часть занятий у всех роботизированных платформ одинакова: «вставь пропущенное слово», «выбери правильный вариант», «выбери лишний вариант», «пойми смысл предложения на слух». Каждое упражнение повторяется не больше десятка раз подряд, чтобы не надоело. Не берусь оценивать, насколько при этом происходит обучение, но по крайней мере оно не скучно.

Подписка стоит $60 в месяц, с живыми людьми дешевле не получится, продаётся в основном по b2b.Новостей у проекта за год не было.

Picnic — голландский вариант «Утконоса»: доставка продуктов на дом. Основное отличие — понятие расписания доставки. Машины ездят по городу по фиксированным маршрутам, проезжают мимо каждого дома в определённые часы, только на это время и можно заказать доставку.

Отсутствие гибкости компенсируется низкой себестоимостью, а значит и низкими ценами. Picnic утверждает, что продаёт товары дешевле, чем супермаркеты, и при этом получает прибыль с каждого заказа.

После чудовищного по голландским меркам раунда в €100 млн стартап запустил много городов внутри страны, но за её пределы так и не вышел, хотя активно на такие планы намекал. Ощущения от успехов двойственные.

#стартапдня

©  vc.ru