Стартап дня: сервис для поиска сиделок для пожилых людей Honor
Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.
Тысячи стартаперов мечтают об Uber для сиделок с пожилыми людьми. Рынок большой и растет каждый год, продолжительность жизни не зря увеличивается. Исполнители — люди простые, тренировать их легко, платить им можно мало. Типичные существующие агентства — унылы и не кажутся серьезными конкурентами.
Эти три фразы расписываются на красивые слайды, рисуются презентации, привлекаются инвестиции, и по всему миру пачками взлетают однотипные стартапы. Общая их проблема — доля технологии в услуге крайне мала. Сиделка приходит на целый день и целый день клиент видит её, а не экран смартфона. Именно она может быть плохой или хорошей, а не цвет приложения.
Унылые агентства внезапно оказываются ничем не хуже модного стартапа, план роста срывается, а дальше начинается самое интересное. Стартап дня Honor на инвестиционных деньгах стал лидером рынка в Сан-Франциско, но уже на соседние города патронов не хватило.
Вероятно, эффект масштаба был слабым, рост стоил столько же, сколько и раньше, а не дешевле, а обещанная фондам экономика не складывалась. PR на голубом глазу объясняет неудачу тем, что местные агентства лучше знают город и культурные особенности жителей. На этом этапе некоторые стартапы закрываются, некоторые поднимают цены и превращаются в обычный малый бизнес. Honor изменил бизнес-модель.
Он говорит, что не зря делал масштабируемый бизнес с расчетом на захват всей страны. У него теперь отлаженные и эффективные процессы бэк-офиса и он делится ими с бывшими конкурентами. Стартап берет на себя подбор сиделок и поддержку бэк-офиса от выплаты зарплат до судов, когда что-то пошло не так. И, разумеется, разработку мобильного приложения, как без него. Агентство продолжает вести независимый маркетинг и строить взаимоотношения с клиентами.
Сохранение бренда в теории гарантирует партнеру независимость и возможность выскочить из сотрудничества, если Honor обнаглеет и повысит цены. Модель только стартовала, стартап писал о всего семи подключенных агентствах, но инвесторы идею уже одобрили, дали под неё $50 млн в в последнем раунде. Львиная доля суммы пойдет на привлечение сиделок.
#стартапдня
© vc.ru