S&P рассказала, почему повысила кредитный рейтинг «Ростелекома»

Недавно служба кредитных рейтингов Standard & Poor's повысила кредитный рейтинг российского оператора связи «Ростелеком» до «ВВ+». Это произошло после присоединения к «Ростелекому» семи межрегиональных компаний связи, что привело к образованию крупнейшего в России оператора проводной связи, представленного также в сегментах широкополосного доступа в интернет и мобильной связи, сообщают в S&P.

Кредитный рейтинг «ВВ+» российского оператора связи (ВВ+/Стабильный/—) основывается на оценке собственной кредитоспособности этой компании («bb»), а также умеренной, с точки зрения S&P, вероятности того, что правительство Российской Федерации окажет ей экстренную поддержку в стрессовой финансовой ситуации — своевременно и в достаточном объеме.

После ряда неудачных попыток приватизировать «Связьинвест», которому принадлежали контрольные пакеты акций межрегиональных компаний связи, предпринимавшихся в последние несколько лет, правительство Российской Федерации (рейтинги по обязательствам в иностранной валюте: ВВВ/Стабильный/А-3; рейтинги по обязательствам в национальной валюте: ВВВ+/Стабильный/А-2; рейтинг по национальной шкале: ruAAA) приняло решение объединить свои активы в телекоммуникационной отрасли под эгидой «Ростелекома». Это позволило «Ростелекому» стать общенациональным оператором связи с эксклюзивным доступом к «последней миле». Кроме того, «Ростелеком» недавно выкупил у «Комстар — Объединенные ТелеСистемы» недостающие 25% акций «Связьинвеста». В S&P считют, что такой шаг со стороны государства со всей определенностью свидетельствует о его намерении стать крупным игроком российского телекоммуникационного рынка.

Как отмечают в службе кредитных рейтингов, в акционерной структуре «Ростелекома» могут произойти изменения, и вместе с тем S&P ожидает, что государство сохранит мажоритарный контроль над компанией.

Соответственно, вероятность того, что правительство Российской Федерации окажет «Ростелекому» своевременную экстренную поддержку в стрессовой финансовой ситуации представляется службе умеренной. Такой вывод основывается на следующих результатах оценки «Ростелекома»: сильные связи с государством, которое имеет контроль над «Ростелекомом» и не планирует в среднесрочной перспективе уменьшить принадлежащий ему пакет акций; ограниченное значение «Ростелекома» для правительства, поскольку S&P оценивает российский рынок услуг связи как достаточно зрелый и конкурентный, что делает возможным замену «Ростелекома» другими операторами услуг связи.

Руководствуясь своими критериями, S&P оценивает профиль бизнес-риска «Ростелекома» как удовлетворительный. В службе кредитных рейтингов считают, что после консолидации сектора он улучшился, так как услуги дальней связи и межоператорский бизнес — основные виды деятельности для «Ростелекома» до реорганизации — менее надежны, чем бизнес-модель базового оператора связи. В настоящее время «Ростелеком» располагает не только крупнейшей в стране магистральной сетью связи, но и инфраструктурой доступа к 35 млн домохозяйств, что позволяет считать его безусловным лидером российского рынка проводной связи. Немаловажно и то обстоятельство, что традиционная телефония позволяет генерировать довольно значительную положительную величину свободного операционного денежного потока, который компания может использовать для укрепления своих позиций в других сегментах рынка.

Вместе с тем позиция «Ростелекома» на высокодоходном рынке мобильной связи довольно слаба. Компания имеет всего 13 млн абонентов, а ее доля на российском сотовом рынке (менее 9%) намного ниже, чем у «Мобильных ТелеСистем» (МТС; ВВ/Негативный/—), «МегаФона» (ВВВ-/Стабильный/—) и «Вымпел-Коммуникаций» («ВымпелКом»; ВВ/Негативный/—), которые контролируют 80% этого рынка. Конкурентоспособность «Ростелекома» на рынке мобильной связи также невысока, так как у компании нет ни лицензии на предоставление услуг сотовой связи формата 3G, ни конкурентоспособной биллинговой системы. Кроме того, по мнению Standard & Poor's, «Ростелекому» необходимо вложить большие средства в продвижение своего нового бренда, так как его региональные сотовые «дочки» работают под собственными торговыми марками.

По мнению S&P, выручка компании в 2011 г. вырастет примерно на 5% — благодаря прежде всего росту абонентской базы в сегменте широкополосного доступа в интернет. Кроме того, предполагается , что в 2011 г. продолжится процесс перехода с проводной связи на мобильную, но его влияние будет не очень значительным и в ближайшие 12 месяцев не приведет к существенному снижению выручки.

S&P также ожидает, что рентабельность по EBITDA в 2011 г. не изменится, хотя менеджмент компании прилагает усилия к повышению рентабельности, оптимизируя производственные процессы и сокращая численность персонала. Как предполагают в службе, в 2011 г. «Ростелеком» увеличит свои капитальные расходы, что, однако, не помешает ему получить положительное значение свободного операционного денежного потока без учета приобретений.

Более 80% российского рынка мобильной связи приходится на долю трех крупнейших операторов — МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома». В Standard & Poor's считают, что в ближайшей перспективе «Ростелекому» будет очень непросто усилить свою конкурентную позицию на этом рынке, но в тоже время предполагают, что у компании есть шанс сократить разрыв в более отдаленном будущем.

В службе кредитных рейтингов считают, что регулирующие органы могут установить для «Ростелекома» преференциальный режим, облегчающий получение лицензий и частот. К примеру, на аукционе по раздаче новых частот для сетей 4G, проводившемся в 2010 г., «Ростелеком» получил лицензии, позволяющие работать в диапазоне частот 2,3-2,4 Гц в 38 субъектах Российской Федерации из 40, «выставленных» на аукцион. Кроме того, «Ростелеком» вместе с тремя крупнейшими операторами мобильной связи (на паритетных началах) участвует в проекте «Скартела» по запуску сетей 4G стандарта Long Term Evolution (LTE).

S&P также предполагает, что определенные решения регулятора могли бы пойти «Ростелекому» на пользу. Речь идет, в частности, о переходе на схему оплаты счетов за услуги связи по факту их оказания. Поскольку в экономически развитых странах доля абонентов, пользующихся такой схемой, обычно превышает 50%, S&P ожидают, что ее внедрение немедленно привело бы к увеличению числа абонентов, отказывающихся от услуг других операторов в пользу «Ростелекома». В России пока действуют юридические ограничения на использование оплаты «по факту», но S&P ожидает, что в уже ближайшие несколько лет ситуация изменится. «Ростелекому» это было бы выгодно, так как компания, безусловно, заинтересована в переходе к ней абонентов от других операторов. Другой пример желательного для «Ростелекома» решения регулирующих органов — введение «переносимости мобильного номера», услуги, которая в России пока отсутствует. Предоставление такой услуги обычно вызывает временное обострение рыночной конкуренции и дает шанс небольшому игроку усилить свою позицию. Опыт других стран показывает, что существенных изменений в динамике конкуренции это не вызывает. Однако даже временное повышение «текучести» абонентской базы может позволить новому игроку быстро набрать абонентов.

Следует учитывать и то, что у «Ростелекома» более 35 млн абонентов проводной связи, и это — домохозяйства, а не абоненты мобильной связи. Предлагая таким абонентам комплект услуг — проводной связи и широкополосного доступа в интернет — «Ростелеком» может существенно расширить свое присутствие на рынке мобильной связи, если ему хватит пропускной способности сети.

Профиль финансового риска «Ростелекома» эволюционирует по мере реорганизации компании. До присоединения активов государственных операторов проводной связи чистая денежная позиция «Ростелекома» была положительной, а профиль финансовых рисков оценивался как умеренный. После реорганизации «Ростелеком» принял на себя обязательства присоединенных компаний. В результате долг «Ростелекома» с учетом корректировок составил 153,5 млрд руб. ($5,5 млрд), а уровень финансового рычага — примерно 1,4х (на 31 декабря 2010 г.).

В Standard & Poor's ожидают, что уровень использования финансового рычага «Ростелекомом» в 2011 г. значительно повысится в связи с приобретениями и ростом капитальных расходов и к концу года может достичь 2х. С точки зрения S&P, «Ростелеком» в состоянии поддерживать этот уровень финансового рычага благодаря высокому показателю генерируемого денежного потока.

В то же время службе кредитных рейтингов считают, что успешность финансовой политики компании не проверена временем. Как понимают в S&P, «Ростелеком» планирует расширить все сегменты своего телекоммуникационного бизнеса, включая мобильную телефонию. Это может привести к масштабным слиянием и поглощениям, в результате которых уровень финансового рычага превысит наши ожидания. При этом компания не имеет утвержденной дивидендной политики, а ее краткосрочный долг довольно значителен и требует рефинансирования. Кроме того, по мнению S&P, компания имеет довольно слабую систему корпоративного управления.

С учетом этих соображений текущий профиль финансовых рисков компании оценивается как значительный, а не умеренный, который, возможно, больше соответствовал бы ее относительно консервативным показателям кредитоспособности.

С точки зрения S&P, повышение рейтинга в ближайшие 12-18 месяцев маловероятно, поскольку прогноз по кредитному рейтингу «Ростелекома» (ВВ+) определен как «Стабильный» с учетом устойчивой операционной эффективности компании, которая, как ожидается, позволит ей сохранить свои характеристики кредитоспособности на уровне, соответствующем присвоенному рейтингу.

Для повышения рейтинга необходимо выполнение хотя бы одного из следующих условий: изменение S&P оценки вероятности экстренной государственной поддержки, что маловероятно ввиду ограниченной, по мнению службы, значимости оператора связи для правительства, — особенно сейчас, когда рынок связи является достаточно зрелым; повышение оценки собственной кредитоспособности «Ростелекома» на две ступени — с «bb» до «bbb-», для чего потребовалось бы улучшение профилей бизнес-риска и финансового риска. Однако, считают в службе кредитных рейтингов, выполнить эти условия в краткосрочной перспективе едва ли возможно.

В то же время, считают в Standard & Poor's, если компания будет проводить агрессивную финансовую политику, в результате чего отношение ее «долг / EBITDA» превысит 2,5х, рейтинг может быть понижен.

©  CNews