США попрощалась со знаменитым вертолётом "Кобра". Кто пришёл ей на замену?

15.03.2022, 13:48
Корпус морской пехоты США в 2020 году завершил переход от ударного вертолёта AH-1W Sea Cobra к новому, улучшенному AH-1Z Viper («Гадюка»). Вертолёты имеют общее происхождение, восходящее к вoйне во Вьетнаме, а в некоторых случаях и не только это.
Полина Колесо
США попрощалась со знаменитым вертолётом «Кобра». Кто пришёл ей на замену?

После 30 лет эксплуатации «Виски» ушёл в отставку. Встречайте его грозную замену.

Новая «Гадюка» включает в себя новую двигательную установку, систему управления огнём и улучшенные датчики, но задача та же: обеспечить непосредственную поддержку морских пехотинцев с воздуха на земле.

Армия США разработала ударный вертолёт AH-1 «Cobra» в 1960-х годах в качестве специальной вертолётной платформы сопровождения и непосредственной поддержки с воздуха для использования во Вьетнаме. Небольшой, тонкий, одномоторный вариант вездесущего вертолёта UH-1 «Huey», «Кобра» хорошо прослужил в армии во время Холодной вoйны, прежде чем был заменён на AH-64 Apache («Апач»).

В начале 1970-х Корпус морской пехоты заказал вариант Cobra для выполнения аналогичной миссии. Морской вертолёт Cobra был оснащён вторым двигателем для работы над водой, чтобы можно было вернуться в случае отказа одного двигателя. К 1986 году морские пехотинцы перешли на AH-1W Super Cobra, или «Виски». Двухлопастной вертолёт был вооружён трёхствольной 20-мм пушкой, противотанковыми ракетами TOW и Hellfire, 70- и 127-мм реактивными снарядами, а также ракетами класса «воздух-воздух» Sidewinder.

В начале 2000-х последовал AH-1Z. В этой модели, наконец, отказались от прозвища «Кобра», вместо этого вертолёт получил название «Гадюка». Viper внешне очень похож на Whiskey, но имеет несколько общих улучшений. Viper использует четыре композитных лопасти несущего винта вместо двух, что распределяет вес вертолёта между большим количеством лопастей.

И ещё про Вьетнам: как создавался самый массовый вертолёт в мире.

«Кобра» также имеет полностью интегрированную стеклянную кабину, систему управления огнём третьего поколения, новую трансмиссию, модернизированное шасси и улучшенные возможности размещения оружия.

Одним из основных улучшений «Кобры» считается возможность нести больше пушек. AH-1Z может нести до 16 противотанковых ракет Hellfire (вдвое больше, чем Whiskey), что может означать вдвое большее количество уничтоженных вражеских танков в полевых условиях. К тому же, на AH-1Z помещается и Advanced Precision Kill Weapon System (APKWS) — комплект модернизации для 70-миллиметровой неуправляемой ракеты с длительным сроком службы.

Вертолёт «Черный ястреб» совершил первый беспилотный полёт.

Раньше 70-миллиметровыми ракетами нужно было стрелять залпами, чтобы поразить что-либо, расходуя несколько ракет только на то, чтобы поразить цель вроде бронетранспортёра. APKWS после установки даёт отдельным ракетам достаточную точность, чтобы несколько ракет могли уничтожить или вывести из строя несколько бронированных машин.

AH-1Z «Кобра» обычно летает вместе с многоцелевым вертолетом UH-1Y «Веном», и оба они обычно выходят в море с экспедиционными подразделениями морской пехоты в составе воздушно-наземной группы морской пехоты. AH-1Z также имеет 85-процентное сходство деталей с UH-1Y, что упрощает поддержку двух разных вертолётов при посадке на борт десантных кораблей ВМФ. Оба вертолёта приписаны к эскадрильям лёгких ударных вертолётов морской пехоты.

©  Популярная Механика