Средства защиты и онлайн-кинотеатры: как изменилось потребительское поведение россиян в апреле 2020 года

Антон Аксенов, менеджер по исследованиям Google Россия

Коронавирус внес значительные изменения в привычный уклад жизни россиян. Google и Ipsos запустили масштабное исследование, чтобы узнать, как изменились потребительские привычки россиян в апреле 2020 года. Оно будет проводиться волнами в течение нескольких недель. Сегодня мы хотим поделиться результатами, полученными в ходе онлайн опроса россиян в течение трех первых недель апреля.

Непредвиденная ситуация привела к пересмотру покупок товаров определенных категорий. Помимо очевидных выводов о том, что россияне стали чаще использовать средства защиты (78% опрошенных), а также большое количество стало пользоваться услугами онлайн кинотеатров (41%, из которых 16% воспользовались впервые), мы видим, что около 13% опрошенных стали экономить на продуктах питания (от 10 до 15% стали покупать более дешевые марки или в более дешевых местах в зависимости от категории товара), а около 80% респондентов отказались от крупных покупок, кредитов или перенесли их на неопределенный срок.

Сегодня существенная доля россиян пересмотрела планы по приобретению бытовой техники, смартфонов, ноутбуков и одежды. Треть опрошенных отказались от покупки бытовой техники. Некоторые также отказались от покупок в категориях  «Смартфоны», «Планшеты» и «Ноутбуки, компьютеры и аксессуары» — 21%, 19% и 24% соответственно. Кроме того, россияне стали чаще откладывать покупку одежды и обуви. Так, 37% планируют совершить такие покупки чуть позже (менее, чем через три месяца), 21% отложили шопинг на более длительный срок, а 26% и вовсе отказались от него. 

Россияне запасаются товарами личной гигиены и противовирусными препаратами 

Если сравнить категории товаров, то больше всего впрок россияне стали покупать товары личной гигиены (30% респондентов на первой неделе апреля, 25% на третьей неделе), противовирусные препараты (28,5% на первой неделе апреля, 22% на третьей) и корма для животных (24% на первой, 17% на третьей). Существенно увеличилось количество доставок продуктов питания и готовой еды на дом — 38% и 34% респондентов стали делать это чаще, а 21% и 11% воспользовались впервые.

Как на первой, так и на второй и третьей неделях апреля россияне значительно увеличили покупки противовирусных препаратов (29% стали покупать в большем объеме, на третьей неделе 22%), но 13% перешли на более дешевые марки. В меньшей степени ситуация повлияла на покупки обезболивающих, которые покупают в тех же местах (79%) и тех же марок  (82%). 

Популярность онлайн-сервисов возросла 

Как и ожидалось, в условиях самоизоляции онлайн кинотеатры и музыкальные подписки стали еще популярнее — это отметили 24% респондентов. Число россиян, которые впервые воспользовались этими сервисами растет каждую неделю (14% на первой неделе апреля, 16% на третьей).  

Интересно, что значительное количество пользователей сократило покупки игр, еще одного популярного способа провести свободное время дома. Значительнее всего сократили покупки пользователи мобильных игр — 24% респондентов на первой неделе апреля, 26% на третьей. 25% покупателей компьютерных и консольных игр отметили, что в апреле стали покупать меньше, 16% — больше, а 5% совершили покупку впервые. Что касается внутриигрового контента, то 25% увеличили, а 22% наоборот сократили покупки. 

Заметно увеличилось и продолжает расти количество зарегистрированных на платных обучающих онлайн курсах. Так, 17% опрошенных впервые попробовали подобный формат, а 29% стали еще больше пользоваться данными сервисами. Среди тех, кто получает сейчас онлайн образование, основная мотивация — это необходимость  для работы или увеличения заработка.

Несмотря на непростую эпидемиологическую обстановку и значительное изменение покупательских привычек, россияне настроены достаточно оптимистично. Так, 14% респондентов отметили, что ситуация, по их мнению, наладится в течение месяца.  В то же время 39% считает, что для нормализации ситуации необходимо 1–3 месяца. 

Найти информацию о COVID-19, советы по профилактике, статистику быстрорастущих поисковых запросов, связанных с пандемией коронавируса, вакансии удаленной работы и многое другое можно на нашем сайте

©  Google Russia