"Спектр-РГ" открыл необычную сверхновую над плоскостью Галактики

25.08.2021, 07:45
Работа космической лаборатории предоставила учёным очередную информацию, которой до этого у специалистов не было.
Максим Вершинин
«Спектр-РГ» открыл необычную сверхновую над плоскостью Галактики
Институт космических исследований Российской академии наук

Космическая лаборатория «Спектр-РГ» позволила учёным открыть новый необычный для специалистов объект.

Космическая лаборатория «Спектр-РГ» в ходе очередного сканирования неба нашла «круглый» объект, угловой размер которого в 8 раз больше видимого диаметра Луны. Объект, названный G116.6–26.1 по его координатам, специалисты считают остатком вспышки термоядерной сверхновой, взорвавшейся 40 000 лет назад, особенностью которой стали свойства газа взорвавшейся звезды.

Как подчеркнули в Институте космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН), G116.6–26.1 находится не в плоскости Галактики, а на расстоянии в 4 тысячи световых лет над ней и в 10 тысячах световых лет от Солнца. Предполагается, что G116.6–26.1 образовалась в результате термоядерного взрыва белого карлика, произошедшего около 40 тысяч лет назад. Всё вещество звезды массой в 1.4 массы Солнца оказалось выброшено взрывом с громадной скоростью около 3000 км/сек, и сейчас остаток имеет гигантский физический размер диаметр около 600–700 световых лет.

«Подобное излучение характерно для равновесной астрофизической плазмы с температурой около 1–2 миллионов градусов. Основные характеристики спектра найденного нами объекта предполагают, что соотношение количества разных ионов в сгребенном газе должно было измениться не сильно по сравнению окружающим его невозмущенным газом. Это, вообще говоря, удивительно, поскольку можно было ожидать, что прохождение ударной волны, нагрев и увеличение плотности газа в несколько раз должно было поменять эти соотношения.

Наше объяснение состоит в том, что плотность газа даже после сжатия была очень мала, и время установления ионизационного равновесия оказывается дольше возраста сверхновой. В результате, мы наблюдаем пример «перегретой» плазмы, «помнящей» изначальное соотношение между количеством разных ионов. При этом заметно меняется эффективность столкновительного возбуждения наиболее важных переходов, и излучение в линиях кислорода повышается более чем в 10 раз в сравнении с равновесной ситуацией при той же температуре. Именно это обстоятельство, как мы считаем, делает найденный остаток сверхновой источником яркого рентгеновского излучения в линиях ионов кислорода, а также уникальной «живой» лабораторией процессов в неравновесной астрофизической плазме», — приводит ИКИ РАН слова к.ф.-м.н. Ильдара Хабибуллина, соавтора опубликованной в научном журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society статьи.

Напомним, космическая лаборатория «Спектр-РГ» была запущена 13 июля 2019 года с космодрома Байконур. Его разработкой совместно занималось российское НПО имени Лавочкина и немецкое «Общество Макса Планка». На спутнике установлено два основных инструмента, телескопы eROSITA и ART-XC. Первый создан германской стороной, а второй — отечественного производства. Они отличаются диапазоном энергий воспринимаемого излучения: у российского прибора он больше, но при этом и порог чувствительности выше. «Спектр-РГ» — первая российская обсерватория, которая действует в окрестности точки Лагранжа L2 на расстоянии около полутора миллионов километров от Земли.