Спам в мессенджерах неуклонно растёт
Количество поданных жалоб в сравнении с 2014 годом возросло в несколько раз.
Популярность онлайн-мессенджеров, заменивших многим SMS-сообщения, очевидна. Понимают это и спамеры, направившие свои рекламные сообщения в онлайн. Число жалоб на Viber, Skype и WhatsApp от абонентов МТС, по словам представителя компании Дмитрия Солодовникова, увеличилось по сравнению с 2014 годом в 10 раз. Точных цифр ни один сотовый оператор не озвучил. Отмечается, что если в прошлом году ежемесячно поступали сотни жалоб, то теперь количество заявлений от рассерженных спамом клиентов исчисляется тысячами.
Технологии ОТТ для рекламной рассылки используются всё чаще в связи с уменьшением эффективности традиционного SMS-спама. Существующие технические возможности для борьбы с обычным спамом неприменимы к спаму в мессенджерах. По этой причине единственное, чем может помочь мобильный оператор – посоветовать занести отправителя раздражающих сообщений в чёрный список, но этот способ не может на 100% защитить от повторного получения рекламы.
В настоящее время работа ОТТ-сервисов не имеет нормативов регулирования. Представитель «МегаФона» Татьяна Зверева видит необходимость в создании официальной классификации и правил работы мессенджеров. Только после появления соответствующих нормативов можно будет приступить к решению проблемы с ОТТ-спамом. В «Вымпелкоме» работа над правилами борьбы со спамом уже ведётся. Одной из тем обсуждения является создание мессенджерами сервиса по отписке от спама. Для пользователей он должен быть бесплатным. Есть и альтернативная точка зрения.
Операторы не любят ОТТ-сервисы вовсе не из-за того, что через них удобнее рассылать спам, – они прежде всего озабочены тем, что в бесплатные сервисы перетекает аудитория и доходы от их дополнительных услуг, в первую очередь SMS. – Денис Кусков, генеральный директор Telecom Daily
По данным аналитиков J’son & Partners Consulting в 2014 году из-за ОТТ-сервисов российские мобильные операторы лишились 15–20 млрд руб. Дополнительно аналитики Juniper Research установили, что в целом по миру за 2014 год операторы сотовой связи недосчитались $14 млрд выручки благодаря растущей популярности онлайн-мессенджеров. [vedomosti]