Спам-атаки в России: аналитика Почты Mail и МегаФон

Чаще всего рассылали письма с фейковыми инвестициями, промокодами и предложениями принять участие в розыгрыше от магазинов техники и маркетплейсов, а также с вредоносными вложениями формата .cab.
В топ-категорий писем со спамом и мошенничеством вошли:
- 40% — предложения с фейковыми инвестициями;
- 32% — предложения принять участие в лотереях, розыгрышах или онлайн-казино;
- 28% — рассылки, маскирующиеся под представителей банков, ритейлеров и маркетплейсов.
Несмотря на активизацию работы спамеров, специалистам Почты удалось снизить количество жалоб пользователей на спам в папке «Входящие» на 29% по сравнению с прошлым годом. Также антиспам-системы обнаружили и заблокировали 39 тыс. доменов спамеров и около 4.5 тыс IP-адресов злоумышленников.
Во втором квартале 2025 года мошенники чаще всего выдавали себя за известные ритейл-бренды, рассылали письма с информацией о крупном розыгрыше призов на маркетплейсе и промокодах в магазины техники. Все письма содержали ссылки на фишинговые сайты. Через формы регистрации и оплаты дешевых товаров злоумышленники получали доступ к конфиденциальной информации пользователей, включая данные их банковских карт.
В последнее время мы наблюдаем рост спам-активности, что связано с новыми уловками злоумышленников, которые адаптируются к изменениям. Наши технологии фильтрации постоянно улучшаются, также как и происходит дообучение более 20 антиспам ML-моделей в Почте. Это позволяет не пропускать даже самый современный вид спама. Как итог, он становится менее эффективным, а пользователи могут чувствовать себя более защищеннымиДмитрий МоряковРуководитель группы спам-анализы Почты Mail
Рост активности злоумышленников подтверждают и данные МегаФона. Специалисты оператора отмечают новую схему с использованием СМС. Мошенники отправляют абонентам сообщение с фейковым предупреждением об утечке данных или возникшей угрозе, просят связаться с якобы представителями государственных органов или службы поддержки. Таким образом они инициируют вызов со стороны наиболее доверчивых абонентов, подверженных влиянию злоумышленников.
Мы видим, что методы мошенников постоянно эволюционируют, но и наши технологии защиты развиваются, обучаются и становятся всё более эффективными. По итогам полугодия в среднем в месяц мы блокировали 144 млн СМС, что в два раза выше среднемесячных показателей прошлого года. Такие сообщения — это не только спам-рассылки, но и мошеннические уловки, которые являются лишь частью многоуровневых приемов. Таким образом, блокируя доставку этих СМС и номера телефонов, указанных в них, мы предотвращаем начало цепочки мошеннических действийСергей ХреновДиректор департамента по предотвращению мошенничества и потерь доходов МегаФона