Современные змеи произошли от выживших после падения астероида животных

15.09.2021, 10:31
Новое исследование предполагает, что все живые змеи произошли от горстки видов, переживших удар гигантского астероида, уничтожившего динозавров.
Современные змеи произошли от выживших после падения астероида животных
Joschua Knüppe

Гигантский астероид, врезавшийся в Землю 66 миллионов лет назад, погубил динозавров, однако некоторым животным удалось выжить. В процессе эволюции они породили всех известных нам змей

В новой работе ученые использовали окаменелости различного возраста и анализировали генетические различия между современными змеями и их доисторическими предками, чтобы реконструировать эволюцию этих животных. Эти анализы помогли точно определить время эволюции современных змей. Результаты работы показывают, что все живые змеи восходят к горстке видов, которые пережили столкновение с астероидом 66 миллионов лет назад — во время того же периода вымирания, когда были уничтожены все динозавры.

Авторы утверждают, что способность змей укрываться под землей и долгое время обходиться без пищи помогла им пережить разрушительные последствия удара астероида. После этого вымирание их конкурентов, включая змей мелового периода и самих динозавров, позволило змеям занять новые ниши, переселиться в новые места обитания — на другие континенты.

Затем биоразнообразие змей начало увеличиваться — стали появляться линии, такие как гадюки, кобры, подвязочные змеи, питоны и удавы, осваивая новые места обитания и новую добычу. Современные виды змей — в том числе древесные, морские змеи, ядовитые гадюки и кобры, а также огромные удавы и питоны — появились только после вымирания динозавров. Окаменелости также свидетельствуют об изменении формы позвонков этих животных после удара астероида из-за исчезновения линий мелового периода и появления новых групп, включая гигантских морских змей длиной до 10 метров.

Исследование также предполагает, что примерно в это время змеи начали распространяться по всему земному шару. Хотя предок современных видов, вероятно, жил где-то в Южном полушарии, змеи, по-видимому, впервые появились в Азии после вымирания. Авторы также обнаружили доказательства второго крупного события диверсификации примерно в то время, когда Земля вступила в стадию ледникового периода, в результате которого образовались полярные ледяные шапки.

Статья опубликована в журнале Nature Communications.