Советские автомобили марки ТА: часть 3, последняя
Завершим обзор марки незаслуженно забытой автомобильной марки ТА. Мы уделили ей столько времени, потому что нельзя забывать историю. В первой части мы добрались до 1966 года, во второй до 1977 года, а сейчас посмотрим на опытные образцы и последнее поколение тартуских грузовиков.
ТА-23 (1968). Вахтенный автобус на шасси ГАЗ-51А, разработанный для бытовых служб. Интересно, что внутри он был «модульным», интерьер можно было менять с помощью быстросъёмных контейнеров, превращая автобус и в экскурсионную машину, и в передвижной пункт приёма стеклотары. Единственный экземпляр так и остался опытным.
ТА-23−2 (1969). Вторая версия с другой кабиной. Также остался в единственном экземпляре.
Хлебный фургон А-38 на шасси ТА 9А2/Е2 (1974). Опытная машина для испытания системы контейнерной доставки свежего хлеба. Впоследствии фургоны А-38 для контейнеров К-2 изготовлялись серийно на других шасси. Первые испытания делались на ТА, поскольку коллектив Тартуского завода имел опыт в быстром строительстве опытных машин в единственных экземплярах.
ТА-24А (1968). В конце 1960-х — начале 1970-х в Тарту сделали некоторое количество легковых автомобилей с цельнометаллическим кузовом на базе ГАЗ-69. Модификации 24 и 24А отличались количеством дверей.
ТА-3760 (1980). Первый опытный образец нового семейства на замену 943-му. Шасси — ГАЗ-53А.
А это уже серийный ТА-3760 (1982).
Молоковоз ТА-37601 (1982).
Хлебный фургон ТА-3761 (1982).
Контейнеровоз ТА-3763 (1982). Самая массовая из модификаций этого поколения — выпущено 210 экземпляров. Шасси — модифицированное от ГАЗ 53−12. Интересно, что панорамные стёкла в кабине — от «ПАЗиков».
Контейнеровоз ТА-3763−01 (1987). Рестайлинг и обновление середины 1980-х. На снимке — один из немногих фургонов, работающих и сегодня, причём находящийся в отличном состоянии. Производились такие фургоны до 1992 года.
Хлебовоз ТА-43 на шасси ГАЗ-3307 (1988). Это была последняя серийная линейка Тартуского завода. Инженеры уже не мудрили с кабиной собственного дизайна и разработали только кузов. На этом шасси также был фургон ТА-40 и изотермический фургон ТА-41.
«Тарту-1» (1963). В истории Тартуского завода было и две спортивные страницы. Автомобиль «Тарту-1» был разработан совместно с Антсом Сейлером, конструктором болидов «Эстония», и потому имел также наименование «Эстония-6». Автомобиль оснащался форсированным двигателем ГАЗ-21 и весил всего 540 кг.
«Тарту-2» (1964). Второй спорткар из Тарту имел второе наименование «Эстония-10». Машина развивала скорость до 220 км/ч и выиграла ряд местных соревнований.
MPC-1−52 (1978). Ещё одна «внесерийная» машина ТА, грузовик с двухрядной кабиной на базе ГАЗ-52−01.
MPC-1−3307 (1990). Второе поколение, грузовик с двухрядной кабиной на базе ГАЗ-3307.
Как говорилось ранее, ТА — это аббревиатура, под которой выпускал свою продукцию Тартуский опытный завод ремонта автомобилей. Почему не ТАРЗ? Потому что ТАрЗ — это Токамакский авторемонтный завод в Киргизии, производивший автобусы (мы немного писали о нём вот здесь). А Тартуский завод был основан как ТART — Tartu autoremonditookoda — 1 сентября 1949 года и на первых порах был не более чем авторемонтной мастерской.
Но в 1950 году инженеры начали разрабатывать собственный автобус — и уже 1951-м из ворот завода на испытания отправился первый экспериментальный образец под маркой ТА.
В этом обзоре мы пройдёмся по моделям ТА-23, ТА-24, ТА-3760, ТА-40 и их модификациям, а также по спортивным автомобилям «Тарту».