Советские автомобили марки ТА: часть 1

ГАЗ, ВАЗ, КамАЗ, «Москвич» — все знают эти марки. Они сразу ассоциируются с совершенно конкретными советскими автомобилями, грузовыми или легковым. А знаете ли вы, что в СССР была ещё такая марка ТА?
  • ТА-1 (1951). Первый автобус производства Тартуского завода. Как нетрудно догадаться, это была очередная копия легендарного ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51 (такие же автобусы со своими особенностями делали ПАЗ, РАФ, КАвЗ и другие заводы). Таких автобусов сделали 20 единиц.
    ТА-1 (1951). Первый автобус производства Тартуского завода. Как нетрудно догадаться, это была очередная копия легендарного ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51 (такие же автобусы со своими особенностями делали ПАЗ, РАФ, КАвЗ и другие заводы). Таких автобусов сделали 20 единиц.
  • Фургон TA-ГЗА 651 (1955). В итоге в Тарту начали собирать обычный ГЗА-651, а не свою версию, но в 1955 году сделали на его базе закрытый фургон оригинальной конструкции. Всего было сделано 426 автобусов и 1 фургон, который вы видите на снимке.
    Фургон TA-ГЗА 651 (1955). В итоге в Тарту начали собирать обычный ГЗА-651, а не свою версию, но в 1955 году сделали на его базе закрытый фургон оригинальной конструкции. Всего было сделано 426 автобусов и 1 фургон, который вы видите на снимке.
  • TA-1A (1955). Финальная версия собственного автобуса ТА-1, выпущено 169 таких машин.
    TA-1A (1955). Финальная версия собственного автобуса ТА-1, выпущено 169 таких машин.
  • ТА-6 (1955). Попытка рестайлинга на том же шасси. Таких автобусов сделали 2 экземпляра.
    ТА-6 (1955). Попытка рестайлинга на том же шасси. Таких автобусов сделали 2 экземпляра.
  • Серийный ТА-6 (1956). Наконец-то, полностью своя разработка оригинального дизайна, пошедшая в серию! 732 экземпляра.
    Серийный ТА-6 (1956). Наконец-то, полностью своя разработка оригинального дизайна, пошедшая в серию! 732 экземпляра.
  • Радиофургон ТА-6 (1960). В 1960-м ТА-6 пережил небольшой рестайлинг.
    Радиофургон ТА-6 (1960). В 1960-м ТА-6 пережил небольшой рестайлинг.
  • ТА-6 (1971). Последний рестайлинг модели. В таком виде она производилась до 1987 года.
    ТА-6 (1971). Последний рестайлинг модели. В таком виде она производилась до 1987 года.
  • ТА-9 (1961). Закрытый фургон на базе ТА-6.
    ТА-9 (1961). Закрытый фургон на базе ТА-6.
  • ТА-9В (1961). Усовершенствованный вариант с несколько видоизменённым передком.
    ТА-9В (1961). Усовершенствованный вариант с несколько видоизменённым передком.
  • ТА-9Н (1962). Специально сделанный в двух экземплярах по заказу «Мосфильма» автобус для перевозки кинопленки и звукозаписывающей аппаратуры.
    ТА-9Н (1962). Специально сделанный в двух экземплярах по заказу «Мосфильма» автобус для перевозки кинопленки и звукозаписывающей аппаратуры.
  • ТА-9К (1962). Специально сделанный в единственном экземпляре по заказу «Мосфильма» автобус для перевозки кинопленки и звукозаписывающей аппаратуры.
    ТА-9К (1962). Специально сделанный в единственном экземпляре по заказу «Мосфильма» автобус для перевозки кинопленки и звукозаписывающей аппаратуры.
  • Хлебный фургон ТА-9А (1962).
    Хлебный фургон ТА-9А (1962).
  • Почтовый фургон ТА-9С (1963).
    Почтовый фургон ТА-9С (1963).
  • Молочный фургон ТА-9Р (1966). Предназначался для сбора молока от частных производителей и доставки его на молокозаводы, построен в трёх экземплярах.
    Молочный фургон ТА-9Р (1966). Предназначался для сбора молока от частных производителей и доставки его на молокозаводы, построен в трёх экземплярах.
  • ТА-11 «Tartu» (1961). Опытный фургон, сделанный на шасси «Москвич-407». Построен в единственном экземпляре.
    ТА-11 «Tartu» (1961). Опытный фургон, сделанный на шасси «Москвич-407». Построен в единственном экземпляре.
  • ТА-12 (1963). Первый опытный фургон на шасси ГАЗ-53Ф, который впоследствии даст начало целому семейству. Продолжение следует, мы ещё не всё изучили!
    ТА-12 (1963). Первый опытный фургон на шасси ГАЗ-53Ф, который впоследствии даст начало целому семейству. Продолжение следует, мы ещё не всё изучили!
ТА-1 (1951). Первый автобус производства Тартуского завода. Как нетрудно догадаться, это была очередная копия легендарного ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51 (такие же автобусы со своими особенностями делали ПАЗ, РАФ, КАвЗ и другие заводы). Таких автобусов сделали 20 единиц.
Фургон TA-ГЗА 651 (1955). В итоге в Тарту начали собирать обычный ГЗА-651, а не свою версию, но в 1955 году сделали на его базе закрытый фургон оригинальной конструкции. Всего было сделано 426 автобусов и 1 фургон, который вы видите на снимке.
TA-1A (1955). Финальная версия собственного автобуса ТА-1, выпущено 169 таких машин.
ТА-6 (1955). Попытка рестайлинга на том же шасси. Таких автобусов сделали 2 экземпляра.
Серийный ТА-6 (1956). Наконец-то, полностью своя разработка оригинального дизайна, пошедшая в серию! 732 экземпляра.
Радиофургон ТА-6 (1960). В 1960-м ТА-6 пережил небольшой рестайлинг.
ТА-6 (1971). Последний рестайлинг модели. В таком виде она производилась до 1987 года.
ТА-9 (1961). Закрытый фургон на базе ТА-6.
ТА-9В (1961). Усовершенствованный вариант с несколько видоизменённым передком.
ТА-9Н (1962). Специально сделанный в двух экземплярах по заказу «Мосфильма» автобус для перевозки кинопленки и звукозаписывающей аппаратуры.
ТА-9К (1962). Специально сделанный в единственном экземпляре по заказу «Мосфильма» автобус для перевозки кинопленки и звукозаписывающей аппаратуры.
Хлебный фургон ТА-9А (1962).
Почтовый фургон ТА-9С (1963).
Молочный фургон ТА-9Р (1966). Предназначался для сбора молока от частных производителей и доставки его на молокозаводы, построен в трёх экземплярах.
ТА-11 «Tartu» (1961). Опытный фургон, сделанный на шасси «Москвич-407». Построен в единственном экземпляре.
ТА-12 (1963). Первый опытный фургон на шасси ГАЗ-53Ф, который впоследствии даст начало целому семейству. Продолжение следует, мы ещё не всё изучили!

ТА — это аббревиатура, под которой выпускал свою продукцию Тартуский опытный завод ремонта автомобилей. Почему не ТАРЗ? Потому что ТАрЗ — это Токамакский авторемонтный завод в Киргизии, производивший автобусы (мы немного писали о нём вот здесь). А Тартуский завод был основан как ТART — Tartu autoremonditookoda — 1 сентября 1949 года и на первых порах был не более чем авторемонтной мастерской.

Но в 1950 году инженеры начали разрабатывать собственный автобус — и уже 1951-м из ворот завода на испытания отправился первый экспериментальный образец под маркой ТА.

В этом обзоре мы пройдёмся по моделям ТА-1, ТА-6, ТА-9, ТА-11, ТА-12 и их модификациям.

©  Популярная Механика