Советская программа «Венера»: зачем СССР 30 лет пытался исследовать вторую планету от Солнца

20.07.2022, 08:33
В то время как NASA нацелилось на Луну и внешние планеты, СССР потратил около 30 лет на исследование адской Венеры. Вот что им удалось сделать.
Никита Шевцев
Советская программа «Венера»: зачем СССР 30 лет пытался исследовать вторую планету от Солнца

Пока США двигались на Луну и дальше, СССР обратил взор на Венеру и смог узнать многие тайны этой невероятно горячей и враждебной планеты

Зонды Pioneer и Voyager, которые Соединенные Штаты отправили для исследования внешних планет в 1970-х годах, часто называют историческими межпланетными достижениями. Отчасти это связано с тем, что, оснащенные мемориальной доской Pioneer и Золотой пластинкой Voyager, эти объекты якобы предназначены для того, чтобы когда-нибудь их нашли инопланетяне (которые, конечно, вряд ли что-то поймут из предоставленной им информации). Точно так же роботы-исследователи Марса, в том числе посадочные аппараты Viking и марсоходы Sojourner, Spirit, Opportunity и Curiosity, попадают в бесчисленные заголовки, и им часто даже присваивают антропоморфизированные личности.

Однако почти забыты амбициозные советские исследовательские миссии на Венере. Начиная с рассвета космической эры в конце 1950-х годов, в СССР работали над проектированием и созданием серии зондов для исследования Венеры. И в течение почти 30 лет Союз строил и управлял межпланетным космическим кораблем в рамках программы «Венера», совершив впечатляющие подвиги даже по сегодняшним меркам.

Успехи советской программы «Венера»

«Венера-1», первый зонд в серии советских миссий на Венеру, весил впечатляющие 635 килограмм (первый спутник «Спутник-1» весил всего 83,5 кг и по сравнению с ним был просто пушинкой). Зонд «Венера-1» был стабилизирован по вращению и оснащен приборами, включая магнитометр, счетчики Гейгера и детекторы микрометеоритов. И, как и во многих его преемниках, внутри зонда давление газа азота составляло чуть более одной атмосферы — это позволяло приборам работать при стабильной температуре.

Однако первый зонд Venera 1 так и не покинул околоземную орбиту. И вторая попытка, предпринятая 12 февраля 1961 года, потерпела неудачу на пути к Венере, хотя аппарат и находился в 100 000 километров от планеты.

«Венера-2», которая очень напоминала первый аппарат, была построена для полета мимо второй планеты, во время которого она должна была записывать информацию и передавать ее обратно на Землю. Зонд завершил свой полет 27 февраля 1966 года, приблизившись примерно на 24 000 км, но он также сильно перегрелся, и в конце концов вышел из строя. До сих пор неясно, вышла ли из строя «Венера-2» до или после того, как она была захвачена гравитацией планеты.

Освоение Венеры Советским союзом

После этого СССР спроектировали следующие четыре зонда — «Венера» 3–6, для более тщательного изучения атмосферы нашего адского соседа. Они весили около 900 килограммов каждый, и содержали набор инструментов и спускаемый модуль, оснащенный вторым набором устройств, которые включали барометр, радиолокационный высотомер, газоанализаторы и термометры. Однако не все эти исследования завершились успехом.

Планировалось, что «Венера-3» приземлиться на поверхность Венеры, но вместо этого она врезалась в нее 1 марта 1966 года, что официально сделало ее первым космическим кораблем, врезавшимся в другую планету. 

Однако «Венера-4» смогла более 90 минут получать данные о планете, после чего 18 октября 1967 года медленно спустилась сквозь плотную атмосферу Венеры. Аппарат обнаружил очень высокий уровень углекислого газа в воздухе, а также отсутствие сильного магнитного поля. И, как и ожидалось, он в конечном итоге вышел из строя из-за высокого давления и температуры на поверхности планеты.

Оба зонда — «Венера 5» и «Венера 6» также успешно передали данные в течение более 50 минут, пока спускались с парашютом через атмосферу Венеры 16 и 17 мая 1969 года. Помогая ученым дополнительно охарактеризовать состав атмосферы планеты, эти исследования дали понять, что на Венере крайне маловероятно наличие жизни; романтические надежды на Венеру как на земной рай были разбиты.

«Венера-7» имела еще более амбициозный спускаемый модуль, предназначенный для мягкой посадки на планету. У него были тяжелые укрепления, чтобы можно было ненадолго пережить неблагоприятные условия на поверхности. Запущенный 17 августа 1970 года, полет этого аппарата был в некотором роде успешным. Спускаемый аппарат добрался до поверхности 15 декабря 1970 года, но его парашют порвался, в результате чего зонд падал быстрее, чем планировалось, почти на 30 минут, прежде чем врезаться в поверхность со скоростью около 61 км / ч.

«Венера-8» повторила большую часть миссии «Венеры-7», хотя и без падения посадочного модуля — она достигла поверхности Венеры 22 июля 1972 года. Функционирующий датчик давления «Венеры-8» подтвердил гнетущую атмосферу Венеры, но он также провел измерения уровня освещенности на поверхности, подтвердив, что будущие камеры должны быть способны снимать венерианские достопримечательности.

Из всех советских миссий на Венеру «Венера-9» — «Венера-12», каждая весом примерно 5000 кг, запомнились лучше всего по сей день. По большей части потому, что на их посадочных аппаратах были камеры, которые могли непосредственно снимать поверхность.

Во время полета на Венеру между 1975 и 1978 годами несколько камер на этих зондах вышли из строя, из-за того, что у них не снимались крышки объективов. Но, тем не менее, некоторым удалось получить и передать самые первые изображения с поверхности второй планеты нашей Солнечной системы. Ранние снимки, полученные «Венерой 9» и «Венерой 10», завораживают. Четкие и сферически искаженные широкоугольными объективами, они изображают суровый и скалистый инопланетный пейзаж, простирающийся до горизонта. 

«Венера 13» и «Венера 14», запущенные в 1981 году, были более продвинутыми версиями зондов «Венера 9–12», несущих посадочные устройства, оснащенные сложными акустическими датчиками, которые могли измерять скорость венерианского ветра. 

«Венера 15» и «Венера 16», каждый весом чуть менее 4100 кг, не несли посадочных устройств. Вместо них на аппаратах были высокоразвитые системы визуализации на основе радаров, которые могли картографировать адский мир с эллиптических орбит. Зонд Pioneer 12, возможно, стал первым, кто составил карту Венеры с помощью радара, но «Венера 15» и «Венера 16» сделали это лучше, достигнув разрешения около 1–2 км на пиксель. Изображения, полученные этими зондами, были фантастически детализированы, показывая широкие участки сурового ландшафта с ударными кратерами, резкими подъемами и затопленными лавой бассейнами.

©  Популярная Механика