Шоу должно продолжаться: автосалон, которого не было

Шоу должно продолжаться: автосалон, которого не было

Женевский автосалон в этом году оказался примером непредвиденного, но неизбежного переключения на продвинутые технологии. Старинным выставкам достижений автопрома(то же автошоу в Швейцарии должно было открыться уже в 90-й раз) давно прочат конец в реале и переход в цифровое пространство, но они сопротивлялись до последнего — точнее, до пришествия коронавируса нового типа.

Организаторы выставки объявили о ее отмене буквально за пару дней до начала пресс-показов, когда автопроизводители уже заканчивали монтаж стендов. Самые крупные бренды успели перестроиться за выходные и организовать онлайн-премьеры для СМИ или публичные прямые эфиры, другие просто выложили в Сеть фотографии и технические описания новинок. И скорее всего, этот подход будут вынуждены повторить все автошоу ближайших месяцев, оказавшиеся на глобальном карантине. Хочешь не хочешь, а вспомнишь знаменитую песню Фредди Меркьюри The Show Must Go On, только от себя хочется добавить: в интернете.

Традиционно «в Женеве» — хотя трансляции автокомпании вели из своих штаб-квартир по всей планете — было на что посмотреть. Прежде всего, автосалон в Швейцарии — главная в году ярмарка тщеславия в автомобильном мире, а значит, в его рамках показали множество суперкаров, которые состязались друг с другом в жонглировании самыми продвинутыми технологическими решениями. Были заготовлены электромобили всех сегментов и их альтернативы на других источниках энергии, а также машины из нашей с вами реальности, в которых тоже нашли что осовременить или хотя бы отметить каким-нибудь незатасканным решением в эргономике или дизайне. Из более чем ста мировых премьер обсудим самые интересные.

Мегагиперсуперкары

Самые лихие и, соответственно, дорогостоящие инновационные технологии проще всего найти в новейших суперкарах.

Суперкар из 3D-принтера: Czinger 21С

Дебютный час стартапа Czinger (название читается «Зингер», как та самая швейная машинка), запланированный на GIMS 2020, так и не настал. А жаль: в Калифорнии очередная команда специалистов, ученых и бизнесменов придумала серьезный суперкар. Создатели пообещали, что новинка побьет мировой рекорд скорости, разогнавшись до 400 км/ч и затормозив до полной остановки всего за 29 с — сейчас лучший показатель в этой дисциплине принадлежит шведскому Koenigsegg.

Продвинутость разработчики гиперкара 21С, «спроектированного для XXI века», решили продемонстрировать на способе производства: автомобиль построен из деталей, напечатанных на 3D-принтере.

Czinger 21С Czinger 21С

Топливные ячейки на спирту: Roland Gumpert Nathalie

«Натали». Так бывший управленец Audi Роланд Гумперт назвал свой новый гиперкар — в честь дочери. Основным источником энергии в Nathalie служит Т-образная батарея емкостью 190 кВт∙ч, а «запасной» генератор — электрохимический, работающий на топливных ячейках. Вроде бы активно эксплуатируемый подход, хоть и не добравшийся до массового потребителя. Но в «Натали» есть особенность: в качестве топлива для выработки тока посредством химической реакции тут используется не водород, а метанол.

Roland Gumpert Nathalie Roland Gumpert Nathalie

Колеса из кусков композита: Zenvo TSR-S

Мало кто знает, что в Дании тоже умеют строить автомобили, но богатые любители эксклюзивного автопрома пристально следят за лимитированными гиперкарами от Zenvo. У очередной модификации TSR-S в арсенале антикрыло, способное менять угол наклона при повороте руля для стабилизации машины в виражах, а также интересные эксперименты с углепластиком. Кузовные панели получили разнонаправленное сочетание волокон, которые создают геометрический рисунок; таким же образом оформлен логотип, который можно раскрасить по желанию покупателя или оставить нейтральным.

Самое главное в Zenvo TSR-S — уникальные 21-дюймовые диски, выполненные из фрагментированного карбона: каждое изготавливается вручную в течение недели! Зато экономия в 15 кг, а вес для любого спорткара критичен.

Zenvo TSR-S Zenvo TSR-S

Топливный коктейль для Греты: Koenigsegg Gemera

В Koenigsegg новую четырехместную (!) Gemera называют по собственной традиции мегакаром, так как мощность машины превышает один мегаватт — в привычном для автолюбителей эквиваленте это означает минимум 1360 л. с. Уникальный двигатель способен работать на биоэтаноле второго поколения, метаноле марки Vulcanol и любой их смеси, а также на смеси Е85 и обычном бензине. При использовании этанола мощный автомобиль оказывается таким же невинным перед строгим лицом Греты Тунберг, как электрокар.

Koenigsegg Gemera Koenigsegg Gemera

Нанокраска: Bentley Mulliner Bacalar

Похоже, о баркеттах грезил в этом году не один автодизайнер. В особых цехах марки Bentley — подразделении Mulliner, которое в последнее время не радовало серьезными проектами, — создали еще один автомобиль с этим редким типом кузова. Кабриолет Bacalar на базе Continental GT с роскошными кофрами Schedoni вместо задних сидений буквально ослепляет — все благодаря краске Yellow Flame, в которую добавили наночастицы, создающие эффект сияния.

Bentley Mulliner Bacalar Bentley Mulliner Bacalar

Сумка вместо бардачка: Aston Martin V12 Speedster

Даже непросто определиться, считать ли этот ридикюль в британском суперкаре продвинутым технологическим решением или, наоборот, шагом в прошлое. Но факт налицо: вместо перчаточного ящика в новом суперкаре от Aston Martin установлена съемная кожаная сумочка.

Намудрили дизайнеры и с багажным отсеком, а именно разделили его на две емкости, спрятанные за спинами пассажиров. Туда предполагается убирать входящие в комплектацию шлемы. Седоков двое, причем у каждого отдельный кокпит, отделенный внушительной стенкой. В эпоху коронавируса очень даже продуманное решение.

Aston Martin V12 Speedster Aston Martin V12 Speedster

Дуги безопасности от «Формулы-1»: концепт Bandini Dora

Прежде всего, у этого прототипа невероятно красивый кузов: у него нет крыши, а ветровое стекло лишено обрамления. В результате дизайн напоминает спорткары из 1950-х. Но как же современные подходы к безопасности? Небезызвестные итальянцы, отец и сын по фамилии Джуджаро, которые разработали эту баркетту под возрождаемой маркой Bandini, перенесли нагрузку на передние стойки, имитирующие дуги безопасности формульных болидов и не связанные с самим стеклом. Выглядит очень круто.

Bandini Dora Bandini Dora

Фишки в концептах

Концепт-кары разных автокомпаний за редким исключением по много лет эксплуатируют одни и те же фишки: сейчас это интерьер без руля, управление голосом и жестами, трансформируемый салон или кузов, дополненная реальность вместо ветрового стекла. Однако в «женевских» премьерах 2020 года есть и кое-какие оригинальные изобретения.

«Хрустальный» шар: Aiways U6ion

Прототип электрического кроссовера от китайского стартапа Aiways, которым компания нацелилась на Европу, должен был стать одним из шоу-стопперов выставки, но не сложилось. Самое необычное в нем — интерфейс взаимодействия (просто «управления» в наши дни уже не скажешь) с мультимедиасистемой. На передней панели, под ветровым стеклом, установлен шарик, который отвечает за распознавание голосовых команд, распознавание лиц и мониторинг усталости и эмоциональных состояний водителя.

Aiways U6ion Aiways U6ion

Остальные выкрутасы разработчиков интерьера затрагивают в основном дизайн. В качестве селектора передач вместо привычного рычага в U6ion установлен переключатель, как на истребителях, а руль заменили штурвалом.

Музыка для двигателя: BMW i4

Многие автомобилисты, даже самые тихие и равнодушные, любят приговаривать, что в машине их будоражит нарастающий рев мотора. И именно за эту волнующую особенность, которая несвойственна бесшумным электромобилям, борются производители транспортных средств с электромоторами. В BMW при разработке нового i4 («в Женеве» пока представлен прототип, но уже максимально близкий к конвейерному варианту) не оставили без внимания этот момент и пригласили сотрудничать композитора Ханса Циммера. Он написал для i4 саундтреки, синтезирующие звучание двигателя внутреннего сгорания и выпускной системы, которые транслируются из специальных колонок.

BMW i4 BMW i4

Пиксельная оптика: Hyundai Prophecy Concept

Прототип от Hyundai под названием «Пророчество» заставляет мозг буксовать в вязких абстрактных описаниях типа «эстетическая гармония» и «ориентир для сегмента электромобилей будущего». Однако у этой безоговорочно красивой машины есть важный элемент дизайна, который пойдет в серию на обычных моделях Hyundai практически в исходном виде. Матрица из светодиодов в оптике оформлена в виде пикселей, и смотрится это свежо. Так называемые пиксельные лампы есть в передних фарах и огромных задних фонарях. А вот два джойстика (под обе руки водителя), которые в прототипе заменили руль, явно останутся пока лишь фантазией дизайнера интерьера.

Hyundai Prophecy Concept Hyundai Prophecy Concept

Салон из отходов виноделия: Polestar Precept

Шведский электромобильный стартап Polestar, недавно отделившийся от материнской марки Volvo, собирался презентовать в Женеве свой первый концепт-кар Precept. Выглядит машина вполне обычно, если не сказать безлико, даже с камерами заднего вида вместо боковых зеркал — такое решение уже встречается даже в серийных автомобилях на ряде рынков, не говоря уже о поездах Московского метрополитена, где зеркала давно заменили объективами. Обивка сидений изготовлена из отходов виноделия и переработанных пластиковых бутылок, что тоже давно не диковинка. А вот напольные коврики, сплетенные из старых рыболовных сетей, — это кое-что новенькое.

Polestar Precept Polestar Precept

Два в одном: трансформер Renault Morphoz

Глядя на проморолик французской компании Renault, можно подумать, что сбылась мечта: обычный кроссовер мановением руки удлиняется, попутно увеличивая салон. Вот как надо использовать модульную платформу!

Трансформация кузова у прототипа электрокара Morphoz — это не рекламная выдумка, однако процесс происходит не так, как показано на видео. За счет проставок у передних и задних крыльев кроссовер раздвигается в длину: передняя ось отъезжает вперед на 20 см вместе с капотом, на те же 20 см удлиняется задний свес (и багажное пространство), то есть трансформация дает +40 см к базовой длине 4,4 м. Однако осуществить превращение можно только в сервисном центре, а попутно «раскачать» электромотор со 136 до 218 л. с.

Renault Morphoz Renault Morphoz

Сюрпризы от серийных автомобилей

Из-за беспрецедентно быстрого обновления технологий удивить сейчас пользователя — и пользователя транспортного средства в частности — совсем не просто. Вроде только вчера меняли температуру в салоне при помощи простенького регулятора, а теперь перелистываем треки чуть ли не силой мысли. Тем более что до реализации каких-то решений в серийных машинах они, как уже было сказано выше, долго мозолят глаза в многочисленных экстравагантных концептах. Тем неожиданнее было обнаружить в конвейерных новинках несостоявшегося автосалона уникальные подходы — прежде всего, к производству и ремонту.

Технологии удешевления: Citroen Ami

Этот автомобиль сам по себе необычен — хотя бы потому, что это не совсем автомобиль. Для управления им не нужны водительские права, а минимальный возраст водителя составляет 14 лет. Дело в том, что бюджетный Ami (6000 евро) — это аналог скутеров и мопедов, хотя и выглядит как настоящий, пусть и очень маленький, хетчбэк, и по комфорту ближе скорее к городским малолитражкам, чем к двухколесным. Электромотор, как того требует местное законодательство, развивает всего 8 л. с.

Citroen Ami Citroen Ami

Французы с удовольствием расписывают, как им удалось сделать Ami таким доступным. Вместо аудиосистемы тут держатель для смартфона, и это еще самая простая находка! Никаких стеклоподъемников: половина стекла в боковых окнах двухдверки просто откидывается наружу, как форточка. Для упрощения производства и ремонта обе двери совершенно одинаковые, а чтобы разместить их в машине, намудрили с конфигурацией: водительская открывается привычным образом, а правая пассажирская — в противоположную сторону. Взаимозаменяемы и бамперы, только в передний вставляются передние фары, а в задний — фонари.

Сиденья из старых бутылок: Audi A3

Хетчбэк премиального гольф-класса Audi A3 — одна из самых «простых» моделей во всей линейке немецкой марки, несмотря на свою бесспорную добротность и приятные черты характера. Российских покупателей это вряд ли будет волновать, а вот европейцы оценят комплектацию, в которой предусмотрена обивка сидений из переработанного пластика. Из старых бутылок (в составе ткани их доля достигает 89%) получилось покрытие, на ощупь и по качеству сравнимое с текстилем. Правда, цвет какой-то не очень удачный — либо желто-серый, либо черно-серый, но в дальнейшем обещают расширение палитры.

Audi A3 Audi A3

Производитель подчеркивает, что в салоне одной А3 новую жизнь получают как минимум 107 пластиковых бутылок объемом 1,5 л. И скоро это будет доступно во всех моделях Audi.

Увы, большая часть запланированных премьер сорвалась. Не все компании смогли или захотели быстро устроить интернет-показы, а многие попросту не стали раскрывать свои новинки без света софитов и горящих глаз публики. Мы так и не увидели обещанные электрический Mercedes-Benz EQA, компактный недорогой кроссовер Toyota на базе Yaris, родстер Aston Martin Vantage с самой быстро убирающейся крышей на планете. И автопроизводители, как и все мы сейчас, опасаются строить хоть какие-то планы по презентациям новинок. Похоже, в этом году все автошоу будут проходить в онлайне, а точнее — премьеры будут проходить в интернете разрозненно по мере готовности. Может, нам понравится?

Статья «Шоу должно продолжаться» опубликована в журнале «Популярная механика» (№5, Май 2020).

©  Популярная Механика