Сон — эффективное лекарство для мозга

f22cb6e3279a48d298df73abff0b56b6_ce_1920

Ученые использовали рыбок данио рерио, хорошо известных аквариумистам. Методами генной инженерии хромосомы нейронов их головного мозга были оснащены цветными маркерами, расположение которых можно было наблюдать через специальный микроскоп, прямо в организме живой рыбки.

Выяснилось, что поведение хромосом при бодрствовании и во сне разительно отличается. Когда рыба бодрствовала, хромосомы почти не двигались и поврежденные молекулы ДНК накапливались в нейронах. Если рыба была принудительно лишена сна, например, постукиванием по аквариуму, некоторые нейроны накапливали такое количество повреждений, что им грозила гибель.

Но, когда рыбка засыпала, картина изменялась. Ученые заметили, что хромосомы гораздо чаще меняют форму, и что количество повреждений ДНК резко падает. То же самое происходило, когда исследователи добавляли в аквариум снотворное, заставляя рыбок заснуть в дневное время.

Как говорит Лиор Аппельбаум из Университета Бар-Илан, хромосомы постоянно меняют форму, чтобы естественные механизмы восстановления клеток могли исправить повреждение ДНК в разных точках. При бодрствовании починка не может идти со скоростью накопления дефектов, но во сне их интенсивность может быть резко увеличена.

Результаты работы опубликованы в Nature Communications.

Израильские специалисты намерены провести аналогичное исследование на мышах. А людям стоит пожелать приятных сновидений. На ночь стоит посмотреть что-нибудь соответствующее теме, например — висящий у нас ролик о том, что такое сон и зачем он нужен.