Рынок дополнительных услуг сотовой связи

Компания J-son & Partners Consulting представила основные результаты исследования рынка дополнительных услуг сотовой связи; таких, как SMS, MMS, RBT, LBS, IVR, мобильный интернет, мобильная коммерция, мобильный маркетинг и мобильное телевидение.

Объем и структура российского рынка VAS сотовой связи

По оценкам J-son & Partners Consulting, объем рынка дополнительных услуг в России в 2008 году достиг 94 млрд руб. (или 3,8 млрд долл.), в первом полугодии 2009 года выручка от VAS сотовой связи составила 55 млрд руб.

Большая часть выручки от дополнительных услуг сотовой связи (как, впрочем, и выручки от основных услуг) приходится на операторов "большой тройки": "МТС", "ВымпелКом" и "Мегафон" (83,3% в 1 полугодии 2009 г.).

Сервис передачи коротких сообщений (SMS) продолжает оставаться основным драйвером доходов (более 50% выручки от всех дополнительных услуг связи). Контент-услуги (включая мобильную коммерцию) и мобильный интернет занимают практически равные доли: 22,6% и 22,5% соответственно.

Структура рынка VAS по основным игрокам (по выручке)

Источник: J-son & Partners Consulting

Структура рынка VAS по группам услуг

Источник: J-son & Partners Consulting

Прогноз российского рынка дополнительных услуг

С учетом социально-экономической ситуации (снижение платежеспособного спроса, а также прошедшая в конце 2008 года девальвация рубля) в 2009 году следует ожидать снижения объема рынка в долларовом эквиваленте до 2,95 млрд долл. при его росте в рублевом эквиваленте на 4% (реалистичный сценарий).

Динамика рынка сотовой связи и рынка VAS сотовой связи

Источник: J-son & Partners Consulting

Динамика рынка сотовой связи и рынка VAS сотовой связи в рублях

Источник: J-son & Partners Consulting

В качестве основных негативных тенденций российского рынка дополнительных услуг связи следует отметить:

  1. Стагнацию в сегменте "Мобильный контент", вызванную, в первую очередь, стремительным падением продаж рингтонов и платного видеоконтента (которое пока компенсируется ростом выручки по услуге RBT). Это вызвано увеличением грамотности абонентов, стремительным ростом функциональности мобильных терминалов, предоставляющих развитый функционал для поиска музыкальных треков и видеороликов в сети интернет, а также непродуманной политикой правообладателей.
  2. Снижение темпов роста выручки от услуг RBT. Это обусловлено, в первую очередь, достаточно ограниченной контентной RBT-базой, исчерпанием потенциала используемых форматов продвижения ("Какая-то мелодия вместо гудка"), при весьма сложной процедуре выбора нужной мелодии.

С другой стороны, выручка в ряде сегментов рынка продолжает расти:

  • Мобильная коммерция. Эта услуга тесно связана с рынком интернет-услуг - основная доля средств используется для оплаты интернет-сервисов. Интернет-трафик, несмотря на кризис, растет, что означает дополнительный спрос в сегменте мобильных микроплатежей.
  • Мобильный интернет. Данная услуга особенно актуальна в регионах, где беспроводной доступ является зачастую безальтернативным вариантом доступа в сеть интернет.

©  @Astera