Основными проблемами развития российского рынка М2М являются высокие тарифы и плохая связь
Компания J’son & Partners Consulting представила краткие результаты исследования рынка M2M-коммуникаций в России и в мире.
В настоящее время глобальными лидерами в области M2M на мировом рынке являются компании из США (AT&T, Sprint, Verizone и др.) и европейские компании (Telenor Connexion, Vodafone, Telstra и др.). Эти компании вплотную занялись развитием данного бизнеса с 2008 г. и за несколько лет добились значительных успехов в данной области.
В данном исследовании мировой рынок делится 4 региона: Европа (Западная Европа, Центральная и Восточная Европа, Россия и СНГ); Америка (Северная Америка, Латинская Америка); Азиатско-Тихоокеанский регион (Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Австралия и Океания); Ближний Восток и Африка (Ближний Восток, Африка).
В 2011 г. общее число беспроводных подключений M2M в мире достигло 108 млн. Наиболее значительный рост рынка наблюдался в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), где количество M2M-подключений выросло примерно на 64%. В Европе и США рост рынка составил по 26%. По оценкам аналитиков Berg Insight, на Топ-10 крупнейших операторов в мире по доходам приходится 68,2 млн M2M-подключений (или 63% рынка). По их прогнозам, к 2012 г. число беспроводных соединений M2M вырастет на 29% по сравнению с 2011 г., а к 2016 г. – более чем в 3 раза.
Лидером по числу M2M-подключений в 2011 г. являлась Америка. АТР находится на втором месте. Немного меньшая доля зафиксирована в Европейском регионе. В сумме на эти три макро-региона приходится около 95% M2M-подключений, что в натуральном выражении составляет примерно 103 млн. При этом наибольший рост подключений с 2010 по 2011 г. наблюдался в АТР, который составил почти 45%.
По итогам 2011 г. можно выделить три наиболее крупных сегмента, на долю которых приходится более половины M2M-подключений в мире. Значительная часть рынка приходится на сегмент ЖКХ. Вторым по размеру сегментом является промышленность. Третьим - коммерческий автотранспорт.
Аналитики Berg Insight отмечают, что наибольшие темпы роста рынка будут в автомобильных телекоммуникациях, включая системы, интегрированные в автомобиль на заводе (наиболее яркий пример OnStar GM). К концу 2016 г. количество M2M-подключений в данном сегменте может вырасти почти в 9 раз.
Объем мирового рынка M2M от продажи устройств в 2011 г. составил 8,6 млрд евро. Аналитики компании Berg Insight ожидают, что в 2012 г. объем рынка вырастет на 21% и превысит 10 млрд евро.
Объем рынка M2M от предоставления услуг связи в 2011 г. оценивался компанией Berg Insight в 3,4 млрд евро. В 2012 г. объем рынка может вырасти на 24% - до 4,2 млрд евро.
Больше всего доходов от продажи устройств (около 37%) приходится на Америку. Наибольший темп роста доходов от продаж в период 2011-2012 гг. будет наблюдаться в АТР, где доходы вырастут за этот период на 40%. Наименьший темп роста ожидается в Европе – 7%.
Наибольшая часть доходов от предоставления услуг связи наблюдается в Америке – 35%. По темпу роста в период с 2011 по 2012 г. лидером будет являться АТР – 41%. Наименьший рост ожидается в Америке – 14%.
Как отмечалось выше, в 2011 г. общий объем мирового рынка M2M от продажи устройств составил около 8,6 млрд евро. При этом наибольшая часть приходится на коммерческий автотранспорт. Также следует выделить еще два крупных сегмента – «Медицина и потребительские устройства» и «Промышленность». Менее доходными от продажи устройств сегментами являются «ЖКХ» и «Безопасность/охрана». Что касается темпа роста доходов, то наибольший показатель в период с 2011 по 2012 гг. будет наблюдаться в сегменте «Медицина и потребительские устройства» – 34%.
Объем мирового рынка M2M от предоставления услуг связи составил 3,4 млрд евро в 2011 г., из которых наибольшая часть приходилась на сегменты «ЖКХ» и «Коммерческий автотранспорт». Наименьшая часть доходов на рынке M2M от предоставления услуг связи зафиксирована в сегменте «Финансовый сервис и страхование». Наибольший темп роста доходов в период с 2011 по 2012 гг. будет также наблюдаться в сегменте «Медицина и потребительские устройства».
По итогам 2011 г. крупнейшим в мире оператором по числу M2M-абонентов являлся Сhina Mobile. Второе место занимает AT&T. Тройку лидеров замыкает Vodafone. Также в Топ-5 операторов входят Verizon Wireless и T-Mobile. На Топ-5 операторов приходится примерно половина рынка по числу M2M-подключений.
По мнению Berg Insight, основными странами, внесшими самый большой вклад в число пользователей M2M в 2011 г. были США, Великобритания, Ирландия, Япония и Китай. При этом наиболее динамично по числу подключений развивается рынок М2М-решений Китая, выросший за 2011 год на 8,5 млн соединений, и рынок Восточной Европы – 5 млн соединений.
Наиболее высокий уровень проникновения мобильных услуг М2М зафиксирован в Швеции (27%), Норвегии (12%) и США (9%).
Крупнейшей страной по числу M2M-подключений по итогам конца 2011 года являлась США – 26,8 млн. Второе место занимает Китай, в котором насчитывается 20 млн подключений. В остальных странах их количество не превышает 6 млн.
Формирование российского рынка M2M началось в начале 2000-х годов – именно тогда у операторов сотовой связи появились соответствующие тарифы для корпоративных пользователей. Первыми потребителями стали крупные автопарки, отслеживающие местоположение своего транспорта. Затем к ним присоединились заказчики из финансовой сферы, применяющие сервисы M2M для обеспечения связи со своими розничными точками обслуживания клиентов. Большой толчок в развитии рынок получил за счет повсеместного распространения терминалов оплаты услуг. Это уникальное для России и стран СНГ явление стимулировало развитие автономной связи между компьютерными устройствами на базе каналов сотовой связи.
По оценкам компании J’son & Partners Consulting, российский рынок услуг передачи данных между техническими устройствами через сети мобильных операторов увеличивается более чем на 70% в год. В период с 2010 по 2015 г. количество SIM-карт, используемых в сервисах M2M, увеличится примерно в 15 раз и превысит 18 млн. В настоящее время рост рынка M2M значительно опережает средние темпы роста мобильного рынка в целом, что обеспечивает операторам рост выручки от данного направления до 80% каждый год.
Благодаря развитию технологий глобального позиционирования GPS/ГЛОНАСС и снижения стоимости оборудования, совмещающего в себе спутниковые приемники и GSM/3G-модемы, одним из самых активных направлений развития рынка M2M является мониторинг перемещения объектов (транспорта, курьеров, грузов). Сотовые операторы предлагают услуги как постоянного мониторинга с возможностью последующего анализа имеющихся данных о передвижении объектов, так и сервисы определения их текущего положения (как на базе данных от спутников GPS/ГЛОНАСС, так и средствами позиционирования сотовой сети).
Как сообщили CNews в J&P, по итогам 2011 г. на российском рынке M2M насчитывалось около 2,4 млн устройств. Рост по сравнению с предыдущим годом составил 60%. Наибольшее количество устройств приходится на сегмент «Платежные системы и ритейл». «Мониторинг транспорта и подвижных объектов» занимает второе место по числу M2M-устройств. Третьим наиболее значимым сегментом является «Потребительская электроника». Наименьшая доля устройств приходится на сегмент «Системы безопасности, контроль и управление дорожным движением».
В 2011 г. по сравнению с 2008 г. структура конечных потребителей решений M2M претерпела некоторые изменения: наблюдается снижение доли устройств в корпоративном сегменте. При этом корпоративный сегмент продолжает оставаться лидером. На втором месте сегмент частных пользователей, основу которых составляют пользователи систем безопасности и охрана автотранспорта, а также персональных навигаторов. На государственный сегмент приходится наименьшее число устройств.
Общий же объем рынка в денежном выражении (включая затраты на оборудование, связь и обслуживание) составил в 2011 г. около 40,4 млрд руб., наибольшая часть пришлась на оборудование. По сравнению с 2010 г. рынок вырос на 15%, а по услугам связи – на 28%. Также наблюдался рост рынка эксплуатационных услуг (диспетчеризация и управление M2M-решениями): за 2011 г. он увеличился на 38%.
В последние три года на рынке при общем росте числа подключенных устройств наблюдалась тенденция постепенного снижения стоимости оборудования и услуг связи при относительно стабильных ценах на услуги эксплуатации. Это связано как с общим падением расценок на услуги передачи данных, так и общим снижением цен на телематическое оборудование (в частности, системы ГЛОНАСС/GPS).
В настоящее время в тарифных планах всех крупнейших операторов присутствуют тарифы для устройств M2M. Последней из крупнейших операторов сотовой связи на данный рынок вышла компания Тele2. В тоже время учет данных устройств затруднен вследствие того, что большая часть потребителей либо не знает о специальных тарифах для M2M, либо эти тарифы по тем или иным причинам их не устраивают, и они используют стандартные тарифы для корпоративных или частных абонентов с низкой стоимостью интернет-трафика.
По оценкам J’son & Partners Consulting, в 2011 г. структура клиентской базы мобильного M2M распределилась между операторами следующим образом: лидером по числу клиентов мобильного M2M была компания МТС. На втором месте находится «ВымпелКом». Тройку лидеров замыкает «МегаФон».
По итогам первого квартала 2012 г. в целом по России уровень проникновения М2М-услуг не превышал 10%, в то время как в Швеции данный показатель составил 27%, а в Норвегии 12%. Наибольшее проникновение решений М2М в России зафиксировано в таких отраслях, как финансы, страхование и добывающие отрасли. В зависимости от размера бизнеса, наиболее часто к услугам М2М прибегают крупные компании с численностью персонала свыше 250 человек (5%). Проникновение услуг М2М в компаниях среднего и малого бизнеса составило около 3%. В микропредприятиях данный показатель составил 2%.
По мнению J&P, к основным проблемам, сдерживающим развитие рынка M2M в России, можно отнести высокие тарифы на услуги M2M и низкую скорость соединения с устройством M2M.
© CNews