Сохранение климата потребует еще больше ископаемых: экологический парадокс
Ожидается, что спрос на необходимые промышленности минералы резко возрастет, а спрос этот формируют «защищающие планету» современные «зеленые» технологии
Согласно новому отчету Международного энергетического агентства (МЭА), мы добываем недостаточно полезных ископаемых, чтобы перейти от нефти и газа к чистой энергии. Такие минералы, как литий, кобальт и никель, являются фундаментом экологически чистой экономики. Без них ни одна страна не достигнет поставленных целей и не снизит воздействие на климат планеты. Если добыча этих минералов не сможет удовлетворить стремительно растущий спрос, то о чистой энергии можно будет забыть.
Многие страны хотят в ближайшее десятилетие отказаться от «грязного» ископаемого топлива. Ведущие ученые-климатологи пришли к выводу, что выбросы парниковых газов должны достичь нулевого показателя к 2050 году, чтобы предотвратить изменение климата на планете.
МЭА подсчитало, что для достижения этой цели к 2050 году потребуется в шесть раз больше ископаемых минералов, чем добывается сегодня. Для некоторых полезных ископаемых этот «разрыв» намного больше. Например, ожидается, что в ближайшие пару десятилетий спрос на литий вырастет в 70 раз. Но мощности существующих литиевых рудников, а также строящихся, могут удовлетворить лишь половину прогнозируемого спроса. «Это несоответствие беспокоит нас», — заявил исполнительный директор МЭА Фатих Бирол.
Аккумуляторы для электромобилей и источники возобновляемой энергии являются главными потребителями полезных ископаемых. Электромобиль требует в шесть раз больше минералов, чем автомобиль, работающий на ископаемом топливе. Кобальт, никель, графит и марганец — их при существующем уровне добычи не хватит.
Производителям ветряков и солнечных батарей тоже нужно больше полезных ископаемых. Ветряные турбины нуждаются в редкоземельных минералах, которые используются при изготовлении магнитов, а солнечные панели изготавливаются из меди, кремния и серебра. При этом требуется и модернизация электрических сетей, что невозможно сделать без огромного количества меди и алюминия.
МЭА отмечает, что в существующих цепочках поставок этих полезных ископаемых уже есть перебои. Добыча некоторых полезных ископаемых ведется, порой, только в одной стране. Около 70% кобальта поступает из Демократической Республики Конго, а около 60% редкоземельных минералов добывается в Китае.
Но разработка недр часто нарушает не только права человека (например, есть информация, что в Конго используется детский труд, а смертность на шахтах очень высокая), но и наносит вред окружающей среде.
МЭА уверено, что необходимы новые технологии, минимизирующие использование упомянутых минералов.
Кроме того, изделия из этих минералов трудно поддаются переработке и загрязняют планету. Но добывать, например, кобальт очень выгодно, а значит в новых технологиях корпорации не заинтересованы, да и дефицит позволяет завышать цены, получая сверхприбыли.