Сможет ли Volvo стать конкурентом Tesla

Зачем Volvo выходит на рынок электромобилей и как ей в этом поможет Китай.

5e76d939696f5e.jpg

5 июля Volvo объявила, что с 2019 года полностью перейдет на производство машин с гибридными и электрическими двигателями. До 2021 года компания запустит пять моделей с электодвигателями: три под брендом Volvo, две модели выпустит Polestar — новое подразделение Volvo Cars.

Издание The Financial Times написало, что Volvo стала первым крупным автопроизводителем, который отказался от производства машин с двигателями внутреннего сгорания. «Volvo Cars пообещала продать 1 млн электромобилей к 2025 году, а мы привыкли выполнять свои обещания», — заявил генеральный директор компании Хакана Самуэльссона, намекая на частые срывы сроков поставки автомобилей Tesla.

В тот же день на бирже стоимость акций Tesla упала на 7%. Агентство Reuters отметило, что на оценку акций компании повлияло решение Volvo. Кроме того, Tesla не оправдала ожидания Уолл-стрит по количеству поставок автомобилей во втором квартале 2017 года, пишет MarketWatch. Автопроизводитель столкнулся с дефицитом производства батарей, из-за которого не выполнил прогноз продаж.

Почему Volvo стала конкурентом Tesla

До сих пор в производстве электрокаров у Tesla не было конкурентов. Аналитик и эксперт по авторынку Barclays Брайан Джонсон считает, что к следующему десятилетию начнется «сильная конкуренция» между Tesla и другими автопроизводителями.

Fortute выделило три аргумента аналитика, из-за которых он скептически относится к оценкам акций Tesla.

1. Электрокары Tesla обладают преимуществом в расходе батареи. Но международные автопроизводители выигрывают за счет масштаба компании. В результате в затратах на создание одного автомобиля никто не выигрывает. Tesla также лидирует в области разработки программного обеспечения: благодаря работе с big data она улучшает производительность и быстро исправляет ошибки с помощью обновлений программного обеспечения.

2. С Tesla конкурируют не только «полные» электрокары, но и машины с гибридным двигателем. Почти все крупные автомобильные компании планируют начать производство 48-вольтовых гибридов. Некоторые производители планируют запустить подзаряжаемые гибридные автомобили.

3. Конкурентоспособная среда Китая настроена против Tesla, несмотря на то, что госрегулирование делает страну основным рынком для электрокаров и гибридов. Подключаемые гибриды и бюджетные электрокары популярнее в Китае, чем автомобили Tesla. Государство помогает местным компаниям, а поток дешевых китайских батарей ударит по конкурентным преимуществам многомиллиардного завода по производству аккумуляторов, который Tesla строит в штате Невада.

из заметки Fortute

С 2010 года Volvo Cars принадлежит одному из крупнейших китайских производителей Geely. Однако некоторые автомобили Volvo производятся в Европе. В апреле 2017 года Volvo заявила, что с 2019 года все электрокары марки будут производиться в Китае и экспортироваться на международные рынки. Компания отмечает, что Китай играет ключевую роль на рынке электрокаров.

Почему Китай так важен для производителей электрокаров

В инициативе министерства промышленности и информатизации КНР говорится, что в 2018 году не менее 8% продаваемых в стране автомобилей придется на электрокары. В 2019 году их количество вырастет до 10%, в 2020 — до 12%. Если автоконцерны не выполнят норму, то ведомство сократит допустимое число производимых на территории Китая автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Например, в Китае правительство предоставляет субсидии от $5 тысяч до $9 тысяч. Власти регионов могут увеличить субсидирование покупки электрокаров до 50%. Кроме того, зарегистрировать в Китае электрокар или гибрид проще, чем обычный автомобиль.

Издание EV Obsession пишет, что 94% продаж электрокаров в Китае принадлежат местным брендам. Из оставшихся 6% для иностранных компаний — 5% принадлежат Tesla, 1% разделяют другие автопроизводители.

По данным сайта EV Volumes, в 2016 году Китай лидировал по числу купленных электрокаров. В отчете отмечается, что электробусов и других крупногабаритных машин в стране купили примерно еще 160 тысяч. Однако в статистике их не учли.

2444cf6d4a6094.png
Продажи электрокаров и гибридов в 2016 году: количество и прирост
731b347ef86790.png
Продажи электрокаров и гибридов в первом квартале и апреле 2017 года: количество и прирост

Reuters отмечает, что в Китае наблюдается высокий спрос на местных производителей, которые продают машины по низкой цене. Большинство китайских электрокаров аналогичны иностранным машинам по характеристикам. По словам генерального директора компании-дилера EVBuy Давэй Чжана, электрокары нужны «исключительно для мобильности, а не хвастовства». Поэтому цена — решающий фактор, считает он.

В декабре 2016 года электрокар Geely Emgrand в 2,5 раза обогнал продажи других китайских производителей и в 55,5 раз — Tesla Model S. Однако по результатам за весь 2016 год лидируют продажи машин от китайских компаний BYD и BAIC. Продажи Tesla Model S находятся на одном из последних мест.

6fdf53fd3c8127.png
Количество зарегистрированных электрокаров в Китае в декабре 2016 года
9ef867f649713a.png
Зарегистрированные автомобили в 2016 году

Роль Tesla в Китае

В колонке для Bloomberg бывший главный редактор «Ведомостей» и Slon.ru Леонид Бершидский пишет, что Tesla не стала крупным игроком на китайском рынке, потому что правительство страны взимает 25% налог на импортные автомобили. В Европейском союзе налог составляет 10%. Поэтому Tesla попала в невыгодное положении в сравнении с крупными автопроизводителями, которые создают машины в Китае и Европе.

В июне 2016 года Tesla подписала предварительное соглашение с правительством Шанхая о начале производства электрокаров в Китае. Таким образом, автопроизводитель снизил бы затраты на производство, оплату труда и доставку. Сейчас Tesla экспортирует в Китай Model S и Model X. Однако на массовый рынок поможет выйти только Model 3.

Подписание конечных соглашений и строительство завода займет минимум три года. За это время Volvo может наладить продажи в Китае, который лидирует по количеству купленных электрокаров в мире. Также у компании в Китае уже находится собственное производство. У Volvo есть шанс обойти Tesla на мировом рынке, полагают эксперты.

Tesla сталкивается с конкуренцией не только на рынке «чистых» электрокаров, но и гибридов. Сейчас конкурентоспособная среда складывается против Tesla. Бюджетные модели более популярны, чем электрокары компании. Но возможно, что нарастающая конкуренция настроит компанию на разработку новых бюджетных моделей.

©  vc.ru