Смотрите: галактика-рекордсмен позирует на новом фото

Галактика JADES-GS-z14-0
Галактика JADES-GS-z14–0Источник: NASA, ESA, CSA, STScI, B. Robertson (UC Santa Cruz), B. Johnson (CfA), S. Tacchella (Cambridge), P. Cargile (CfA)

Специалисты, ответственные за телескоп «Джеймс Уэбб», поделились новым открытием. В глубинах космоса они нашли и рассмотрели галактику-рекордсмена с точки зрения возраста и отдаленности от нас. Она получила название JADES-GS-z14–0.

Самая дальняя галактика из известных сформировалась примерно через 300 миллионов лет после Большого взрыва. Она существовала как минимум на 100 миллионов лет раньше, чем предыдущий рекордсмен. Это означает, что свет из этой первичной галактики, который увидели приборы телескопа, путешествовал 13,5 миллиарда лет, прежде чем он стал заметен ученым.

Красносмещенный спектр JADES-GS-z14-0, измеренный прибором NIRSpec JWST
Красносмещенный спектр JADES-GS-z14–0, измеренный прибором NIRSpec JWSTИсточник: NASA, ESA, CSA, J. Olmsted (STScI). Science: S. Carniani (Scuola Normale Superiore), JADES Collaboration

Галактика JADES-GS-z14–0 не одинока. Ее обнаружили вместе с другой галактикой, прозванной JADES-GS-z14–1. Она находится почти так же далеко и занимает второе место в рейтинге самых ранних галактик,  когда-либо замеченных человечеством.

«Эти галактики присоединяются к небольшой, но растущей популяции галактик первых полумиллиарда лет космической истории, позволяющих нам исследовать звездное население и характерные закономерности химических элементов внутри него», — комментирует Франческо Д'Эудженио, астрофизик из Института космологии Кавли в Кембридже.

JADES-GS-z14–0 примечательна не только тем, насколько она далека от Земли и как рано она появился в космосе. Ширина этой галактики «космического рассвета» составляет примерно 1600 световых лет. Она невероятно большая и яркая.

Инфракрасное изображение космической находки получено с помощью камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam. Это не единственный научный прибор «Джеймса Уэбба».

Подробности о фотографе

Новейший телескоп «Джеймс Уэбб» запустили в космос 25 декабря 2021 года.

Портрет «Джеймса Уэбба» в космосе. Фото: NASA
Портрет «Джеймса Уэбба» в космосе. Фото: NASA

Телескоп оснащен множеством научных инструментов для изучения космических объектов. Среди них:

• Камера ближнего инфракрасного диапазона (англ. Near-Infrared Camera);
  • Прибор для работы в среднем диапазоне инфракрасного излучения (англ. Mid-Infrared Instrument, MIRI);
  • Спектрограф ближнего инфракрасного диапазона (англ. Near-Infrared Spectrograph, NIRSpec);
  • Датчик точного наведения (англ. Fine Guidance Sensor, FGS), а также устройство формирования изображения в ближнем инфракрасном диапазоне и бесщелевой спектрограф (англ. Near InfraRed Imager and Slitless Spectrograph, NIRISS).

Ранее «Джеймс Уэбб» впервые заглянул внутрь экзопланеты.