Смотрящий за океанами: НАТО испытывает беспилотный дирижабль Kelluu LTA размером с автобус

НАТО испытывает беспилотный дирижабль Kelluu для морского наблюдения
НАТО испытывает беспилотный дирижабль Kelluu для морского наблюденияИсточник: KELLUU

Над португальскими водами проходит необычный эксперимент. НАТО проверяет, сможет ли автономный дирижабль на водороде выполнять роль постоянного наблюдателя за морем. Его длина около 12 м, что сопоставимо с автобусом, и он держится в воздухе до 12 ч. подряд. На борту установлены камеры дневного и теплового диапазона, а также датчики, фиксирующие электромагнитные излучения. Главная задача — выяснить, способен ли такой аппарат обеспечивать круглосуточный контроль акватории и быстро реагировать на подозрительные перемещения судов.

Тесты проходят в рамках крупного проекта, где организация обкатывает новые беспилотные решения для неба, моря и подводной среды. Дирижабль предоставила финская фирма Kelluu, которая уже применяет подобные машины для науки и коммерции. Теперь же инженеры и военные хотят понять, можно ли использовать их для обороны. Аппарат может взлетать даже с неудобных площадок, работает бесшумно и не выбрасывает в атмосферу продукты сгорания.

Тесты проходят в рамках международных учений REPMUS и Dynamic Messenger, где альянс проверяет новые технологии для контроля воздушной, морской и подводной среды
Тесты проходят в рамках международных учений REPMUS и Dynamic Messenger, где альянс проверяет новые технологии для контроля воздушной, морской и подводной средыИсточник: USN

Тема непрерывного слежения за океаном стала особенно актуальной после случаев повреждения подводных кабелей в Балтике. Расследования связывали инциденты с иностранными кораблями, что подтолкнуло НАТО к запуску операции Baltic Sentry. Ее цель — не допустить новых атак и обеспечить быстрое реагирование на подозрительное поведение судов. В таких условиях дирижабль выглядит как удобный инструмент: он недорогой, экономичный и способен часами висеть над районом.

Kelluu LTA вмещает полезную нагрузку весом до 5 кг, набор сенсоров у него может пересобираться под разные задачи. Аппарат оснащен электрооптическими и ИК-камерами, системами радиотехнической разведки, а также средствами передачи данных в реальном времени на неограниченное расстояние за счет спутникового канала. Конструкция рассчитана на полеты при сильном ветре и перепадах температуры, а оболочка устойчива к проколам и небольшим повреждениям.

Kelluu LTA уже демонстрировался в Финляндии и в ближайшее время будет участвовать в программах НАТО DIANA и DiBaX
Kelluu LTA уже демонстрировался в Финляндии и в ближайшее время будет участвовать в программах НАТО DIANA и DiBaXИсточник: Kelluu

Интерес к технике, которая по весу легче воздуха, проявляют не только страны Европы. США развивают собственные программы, а Китай строит гигантские ангары для подобных разработок. Такие платформы рассматриваются как основа для разведки, связи, раннего обнаружения ракет или даже запуска дронов.

Финский дирижабль уже участвовал в учениях Atlantic Trident 25, где применялся для точной съемки на малой высоте. Впереди — новые тесты в Латвии в рамках программы DiBaX, где изучат работу беспилотных систем в сложной среде и использование искусственного интеллекта для распознавания объектов. Параллельно воздушное судно участвует в акселераторе NATO DIANA, который отбирает перспективные технологии для военного применения.

Окончательного решения о внедрении пока нет, но сам факт включения дирижабля в учения говорит о серьезном интересе альянса. Если испытания подтвердят эффективность, такие аппараты могут занять свое место в системе коллективной безопасности и стать новым элементом морского наблюдения.

Ранее мы писали о том, что в Китае готовятся к испытаниям S1500.

Поделиться

©  HI-TECH@Mail.Ru